Программа-Шахматное-королевство

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 7CD17604EB4AD07CCF5090480049D1C7
Владелец: Кинцель Елена Владимировна
Действителен: с 12.12.2023 до 06.03.2025

1

СОДЕРЖАНИЕ.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик
программы:
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Содержание программы
1.4. Планируемые результаты
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических
условий:
2.1. Условия реализации программы
2.2. Методические материалы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
Список литературы
Аннотация
Дидактические игры и задания.

2

Стр. 3 – 5
Стр. 6
Стр. 7 – 10
Стр. 11

Стр. 12
Стр. 13
Стр. 14
Стр. 15 – 17
Стр. 18
Стр. 19
Стр. 20 – 22

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы:
1.1.

Пояснительная записка

Шахматы – уникальный инструмент развития творческого мышления и
мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они
сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и
дисциплинирует мысль, даёт больше человеку, чем он тратит на неё.
Шахматы – одна из самых справедливых игр потому, что итог игры
зависит исключительно от знаний и воли игрока. Существует давний спор о
том, что же такое шахматы – спорт или искусство? Безусловно – это игра
двоих, т.е. соревнование на результаты игры, как всегда и бывает в спорте.
Но само умение хорошо играть – это уже и наука и искусство, ибо как в
науке и в искусстве, достигнутому уровню знаний и интеллектуальному
творчеству в шахматах нет предела.
Актуальность программы.
Данная
дополнительная
общеобразовательная
общеразвиващая
программа по шахматам направлена на развитие интеллекта личности
ребёнка дошкольного возраста. Обучение детей основам шахматной игры,
способствует в большей степени развитию всех психических процессов:
вниманию, памяти, всех форм мышления, а также развитию воображения и
творчества, формированию таких важнейших качеств личности, как
усидчивость, целеустремлённость, самостоятельность в принятии решения.
Программа составлена с учётом широкого использования научнообоснованных, психологических рекомендаций российских и зарубежных
специалистов, известных педагогов и шахматистов данного направления, на
основе изучения большого количества имеющейся литературы, а также с
учётом накопленного теоретического, практического и турнирного личного
опыта преподавателя, что позволяет обучающимся не только получить
начальный уровень знаний шахматной игры в ходе групповых занятий, а
также способствует индивидуальному развитию каждого ребёнка.
Направленность программы.
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа
«Путешествие в Шахматное королевство» имеет физкультурно-спортивную
направленность и ориентирована на самых юных воспитанников
дошкольного возраста (5 – 7 лет). Обучение игре в шахматы с самого раннего
возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников,
открывает дорогу к творчеству детям некоммуникативного типа, позволяет
этим детям преодолеть замкнутость, расширить свой кругозор.
3

Новизна.
Новизна и отличительная особенность данной программы заключается:
1) В поэтапном освоении обучающимися предлагаемого курса, что даёт
возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности,
которые соответствуют их способностям.
2) В индивидуальном подходе к каждому ребёнку при помощи подбора
заданий разного уровня сложности. Данная методика повышает
эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор
заданий осуществляется на основе метода наблюдения преподавателем за
практической деятельностью обучающегося на занятии.
Объём, срок и уровень освоения программы.
Реализация программы – 1 год, и предусматривает 72 занятия. Уровень
освоения программы – стартовый.
Режим занятий, периодичность и продолжительность.
Занятия проводятся в комбинированной форме, и могут включать
теоретическую и практическую части (дидактические игры и задания).
Занятия проводятся один раз в неделю по два академических часа (30
минут) с перерывом между ними 5 минут.
Формы обучения.
Форма обучения – очная, групповая.
При проведении занятий используется групповая и индивидуальная
форма работы.
Используются следующие методы проведения занятий:
1) Практическая игра;
2) Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
3) Теоретические занятия;
4) Беседа;
5) Решение простых задач;
6) Разыгрывание шахматных партий, сюжетов.
Особенности организации образовательного процесса.
Особенность данной общеобразовательной программы в том, что на
стартовом этапе обучения ребёнок делает только первые шаги в мире
шахмат.
Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры,
шахматной доской, шахматными фигурами, в игровой форме учатся
выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с
ограниченным количеством фигур.
4

Во время образовательной деятельности используется материал,
вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, легенды, рассказы,
истории, шахматные сказки.
Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в
которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу
фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают
свои самостоятельные первые шаги на шахматной доске.
Большое значение при изучении шахматного курса данной программы
имеет
специально
организованная
игровая
деятельность
детей,
использование приёма обыгрывания учебных заданий, создания игровых
ситуаций.
Нормативно-правовые основания разработки программы.
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 31.03.2022г. № 678-р);
- Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Устава Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа»;
- Локальные нормативные акты МБОУ ДО «ДЮСШ»;
- Другие федеральные и региональные нормативные документы,
регламентирующие
образовательную
деятельность
учреждений
дополнительного образования и детско-юношеских спортивных школ.
Язык обучения по программе: русский язык.
Наполняемость группы: минимальное количество
максимальное количество – 12 человек.

5

–

6

человек,

1.2.

Цель и задачи программы

Цель
программы:
создание
условий
для
личностного
и
интеллектуального развития детей, формирования общей культуры и
организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи программы:
Образовательные:
- формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы;
- способствовать освоению детьми основных шахматных понятий;
- познакомить детей с правилами поведения партнёров во время шахматной
игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствии с
этими правилами;
- учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения
игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о
шахматных фигурах в процессе игры.
Развивающие:
- развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и
отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной
задачи;
- развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность,
воображение;
- способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;
- приобщать ребёнка к самостоятельному решению логических задач.
учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения
игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о
шахматных фигурах в процессе игры.
Воспитывающие:
- воспитывать усидчивость, целеустремлённость, волю, организованность,
уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.

6

1.3.

Содержание программы

Учебный (тематический) план
№
п/п.

Наименование темы

1.

2.

Количество часов
Всего
часов

Теория

Практика

Формы
контроля/
аттестации

3.

4.

5.

6.

1.

Вводное занятие.
Инструктаж по технике
безопасности, по ПДД.

2

1

1

Викторины,
вопросы

2.

Исторические сведения.
Сказка о появлении
шахмат.

2

1

1

3.

Шахматная доска.

4

1

3

Вопросы,
викторины,
дидактические игры и
задания

4.

Шахматные фигуры.

4

1

3

5.

Начальное положение
фигур.

2

1

1

6.

Ладья. Дидактические
игры и задания.

3

1

2

7.

Слон. Дидактические
игры и задания.

3

1

2

8.

Ладья против слона.

2

9.

Ферзь. Дидактические
игры и задания.

4

10.

Ферзь против ладьи и
слона.

2

11.

Конь. Дидактические
игры и задания.

3

1

2

12.

Конь против ферзя, ладьи
и слона.

3

1

2

13.

Пешка. Дидактические
игры и задания.

3

1

2

14.

Пешка против ферзя,
ладьи, слона и коня.

2

2
1

3
2

2

7

Вопросы,
викторины,
дидактические игры и
задания

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1

1

Вопросы,
викторины,
дидактические игры и
задания

15.

Король. Дидактические
игры и задания.

2

16.

Король против других
фигур.

2

17.

Рокировка.

2

1

1

18.

Ценность фигур.

2

1

1

19.

Шах. Мат. Пат. Ничья.

10

2

8

20.

Решение шахматных задач
и этюдов.

4

21.

Шахматная нотация.

3

1

2

22.

Шахматная партия.

6

2

4

23.

Итоговое занятие.

2

1

1

Итого:

72

20

52

2

4

Вопросы,
дидактические игры и
задания
Вопросы,
тесты,
викторины,
решение
простых
задач,
разыгрывание
коротких
партий

Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, по ПДД.
Теория: Обучающиеся познакомятся с правилами поведения в учреждении,
техникой безопасности, ПДД.
Практика: Вопросы, викторины.
Тема 2. Исторические сведения. Сказка о появлении шахмат.
Теория: Познакомить с игрой, историей её возникновения, страной возникновения
шахмат – Индией.
Практика: Чтение сказок, историй. Вопросы.
Тема 3. Шахматная доска.
Теория: Познакомить детей с шахматной доской. Горизонталь, вертикаль,
диагональ. Центр.
Практика: Дидактические задания: «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ».
Тема 4. Шахматные фигуры.
Теория: Ознакомление с шахматными фигурами.
Практика: Дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Угадай-ка».
8

Тема 5. Начальное положение фигур.
Теория: Познакомить детей с расстановкой фигур перед шахматной партией –
начальным положением шахмат, развивать ориентирование на шахматной доске.
Практика: Дидактические игры: «Да и нет», «Мяч». Задание: Кто быстрее
расставит шахматы в начальную позицию. Исправь ошибку в расстановке фигур.
Тема 6. Ладья.
Теория: Знакомство с новой шахматной фигурой – ладьей. Место ладьи в
начальном положении. Ход ладьи. Взятие.
Практика: Дидактические задания: «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
Тема 7. Слон.
Теория: Знакомство с новой шахматной фигурой – слоном. Место слона в
начальном положении. Ход слона. Взятие.
Практика: Дидактические задания: «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
Тема 8. Ладья против слона.
Практика: Дидактические задания: «Атака неприятельской фигуры», «Двойной
удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».
Тема 9. Ферзь.
Теория: Знакомство с новой шахматной фигурой – ферзем. Место ферзя в
начальном положении. Ход ферзя. Взятие.
Практика: Дидактические задания: «Лабиринт», «Кратчайший путь».
Тема 10. Ферзь против ладьи и слона.
Практика: Дидактические задания: «Атака неприятельской фигуры», «Двойной
удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».
Тема 11. Конь.
Теория: Знакомство с новой шахматной фигурой – конем. Место коня в начальном
положении. Ход коня. Взятие.
Практика: Дидактические задания: «Один в поле воин», «Лабиринт»,
«Кратчайший путь».
Тема 12. Конь против ферзя, ладьи и слона.
Теория: Учить детей играть конем против ферзя, ладьи, слона.
Практика: Дидактические задания: «Атака неприятельской фигуры», «Двойной
удар», «Выиграй фигуру». Игра «Игра на уничтожение».
Тема 13. Пешка.
Теория: Знакомство с новой шахматной фигурой – пешкой. Место пешки в
начальном положении. Ход пешки. Взятие. Превращение пешки.
Практика: Дидактические игры: «Пешечная эстафета», «Знатоки шахмат», «Игра
на уничтожение».
Тема 14. Пешка против ферзя, ладьи, слона и коня.
Практика: Освоить борьбу с разнохарактерными фигурами. Учить детей играть
пешкой против ферзя, ладьи, коня, слона.
9

Тема 15. Король.
Теория: Знакомство с новой шахматной фигурой – королем. Место короля в
начальном положении. Ход короля. Взятие.
Практика: Учить детей, что королей в шахматах не бьют, но под бой их ставить
нельзя. Задание: «Защита».
Тема 16. Король против других фигур.
Практика: Дидактические задания: «Захват контрольного поля», «Защита
контрольного поля».
Тема 17. Рокировка.
Теория: Познакомить детей с понятием, правилами и видами рокировки.
Практика: Изучить три правила рокировки. Проверочная работа.
Тема 18. Ценность фигур.
Теория: Формирование у детей понимания игровой стоимости (ценности)
шахматных фигур.
Практика: Дидактические игры и задания: «Кто сильнее?», «Шахматная
лесенка».
Тема 19. Шах. Мат. Пат. Ничья.
Теория: Знакомство с понятиями шах, мат, пат, ничья.
Практика: Дидактические игры и задания: «Шах или не шах», «Дай шах», «Дай
открытый шах», «Дай двойной шах», «Мат или не мат», «Дай мат в один ход»,
«Пат или не пат».
Тема 20. Решение шахматных задач и этюдов.
Практика: Решение шахматных задач и разбор шахматных этюдов. Совместная и
самостоятельная практическая работа.
Тема 21. Шахматная нотация.
Теория: Умение ориентироваться на шахматной доске, разбор позиций.
Практика: Понятие о записи шахматной позиции.
Тема 22. Шахматная партия.
Теория: Изучение игры всеми фигурами из начального положения. Общие
рекомендации о принципах разыгрывания дебюта.
Практика: Игровые занятия. Разбор и анализ коротких партий.
Тема 23. Итоговое занятие.
Теория и практика: Повторение программного материала.

10

1.4.

Планируемые результаты

По итогам освоения программы планируется получить следующие
ожидаемые результаты:
Метапредметные:
- сформируется установка на безопасный, здоровый образ жизни;
- сформируется мотивация к творческому труду, работе на результат;
- сформируется бережное отношение к материальным и духовным
ценностям;
- разовьются этические чувства, доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других
людей;
- разовьется интерес к изучению математики.
Личностные:
- разовьется самостоятельность и личная ответственность за свои
поступки;
- будут развиты: память, внимательность, наглядно-образное
мышление, волевые качества личности.
Предметные:
По результату прохождения годового курса программы учащиеся:
- познакомятся с шахматными терминами и шахматным кодексом;
- научатся играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с
другими фигурами;
- приобретут умение ставить мат с разных позиций.

11

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1. Условия реализации программы
Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Путешествие в Шахматное королевство» необходимы:
- кабинет, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям;
- набор шахматных досок с фигурами;
- демонстрационная магнитная доска с фигурами;
- методические разработки;
- литература и периодические издания для педагога.
Оборудование кабинета
Для занятий используются специально приспособленные кабинеты для
групповых занятий в МАДОУ «Детский сад общеразвивающего «Малышок»
с.Александровское» и в МБДОУ «Центр развития ребенка – детски сад
«Теремок» с.Александровское», представляющие из себя светлые, тёплые,
просторные помещение для размещения 5-6 детских столов.
Кабинеты нормально освещаются. Рабочие места размещены таким
образом, что при естественном освещении нет надобности в дополнительных
источниках света.
Стены кабинетов окрашены в допустимые по санитарным нормативам
цвета.
Материально-техническое обеспечение
№
п/п

Наименование оборудования

Количество

1.

Стол педагога

1

2.

Стул мягкий

1

3.

Стол ученический

6

4.

Стул ученический

12

5.

Доска демонстрационная с магнитными фигурами

1

6.

Шахматная доска

6

7.

Набор шахматных фигур

6

8.

Шахматные часы

3

9.

Аптечка

1
12

2.2. Методические материалы
Программа обеспечена достаточным количеством специализированной
учебной литературой, учебно-методическими комплексами, пособиями,
необходимыми дидактическими и раздаточными материалами.
Имеется в наличии переносная демонстрационная магнитная доска с
магнитными фигурами.
Кадровое обеспечение
ФИО педагога: Руденков Евгений Витальевич.
Образование: Высшее. Саратовский государственный университет,
специальность «География», квалификация «Географ. Преподаватель».
Общий трудовой стаж: 35 лет.
Стаж педагога дополнительного образования (шахматы): 17лет.

13

2.3. Формы аттестации
Для контроля и учёта достижений
следующие формы аттестации:
1) Текущая аттестация:
- устный опрос (в середине учебного года);
- устная самостоятельная работа;
- решение дидактических игр и заданий;
2) Участие в соревнованиях:
- игровые занятия в группе обучающихся;
- шахматные турниры;
3) Итоговая аттестация:
- контрольная работа;
- тестовые задания;
- решение упражнений.

14

обучающихся

используются

2.4. Оценочные материалы
Оценочные процедуры освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Путешествие в Шахматное королевство»
(стартовый уровень) осуществляются в ходе текущего контроля за
успеваемостью, участия в турнирах, итоговой аттестации.
Текущий контроль может проводиться в следующих формах: устного
опроса, собеседования, тестирования.
В процессе обучения проводится промежуточная аттестация (1 раз в год),
а по окончанию освоения общеобразовательной программы проводится
итоговая аттестация. Теоретическая подготовка сдаётся в форме устного
опроса, собеседования, или тестирования.
Практическая
подготовка
контрольными упражнениями.

представлена

тестовыми

заданиями,

Итоговая аттестация обучающихся:
Теоретические задания
1. Знание понятия «шах».
«Шах» - это…:
- это нападение на любую фигуру;
- это нападение на короля;
- это нападение на короля, от которого нет спасения.
2. Знание понятия «мат».
«Мат» - это…:
- это нападение на любую фигуру;
- это нападение на короля;
- это нападение на короля, от которого нет спасения.
3. Знание понятия «пат».
«Пат» - это…:
- это нападение на короля, от которого нет спасения;
- это положение в шахматной партии, при котором сторона,
имеющая право хода, не может им воспользоваться;
- это нападение на короля.
15

4. Знание понятия «вилка».
«Вилка» - это…:
- это двойной удар любой из фигур;
- это двойной удар, который делает конь или пешка;
- это нападение дальнобойной фигуры на неприятельскую фигуру или
пешку, за которой спрятана другая фигура.
5. Умение определить, когда партия закончилась выигрышем белых.
Выбрать тот ответ, который доказывает, что партия закончилась
выигрышем белых:
- 1-0;
- ½-½;
- 0-1.

Практические задания
1. Умение ходить фигурами.
Показать ход той или иной фигуры на доске из положения, которое
поставил педагог.
2. Умение брать шахматные фигуры соперника.
Учащимся предлагается простая позиция на доске, где они должны
выяснить, можно ли взять какую-нибудь фигуру соперника или нет,
например, может ли черная ладья бить слона?

3. Умение видеть «пат».
Определить среди предложенных преподавателем вариантов позиций
«пат» на шахматной доске.
16

4. Умение ставить «шах».
Шах королю:

5. Умение ставить «мат».
Мат в 1 ход:

Оценка результатов:
За одно правильное решение 1 балл. Всего 10 баллов.
8-10 баллов – высокий уровень;
5-7 баллов – средний уровень;
0-4 балла – низкий уровень.

17

Список литературы
1. Авербах Ю.Л., Бейлин М.А. Путешествие в шахматное королевство – М.:
«Russian CHESS House / Русский шахматный дом», 2023. – 248 с.
2. Калиниченко Н.М. Учебник шахмат. Полный курс. – М.: «Russian CHESS
House / Русский шахматный дом», 2012. – 520 с.
3. Луврье-Сен-Мари, Роже. Шахматы. Развивающий учебник для детей и
родителей / Р. Луврье-Сен-Мари; пер. П.П Лемени-Македона. – М,:
РОСМЭН, 2023. – 64 с.
4. Луговой, Дмитрий. Учимся играть в шахматы. 32 урока по 30 минут. 1-й
год обучения / Д.Луговой. – Москва: Клевер-Медия-Групп, 2024. – 61 с.
5. Притчард, Дэвид. Шахматы. Учебник для начинающих / Дэвид Притчард;
пер. с англ. А.Н. Елькова. – М.: Астрель; АСТ: Владимир: ВКТ, 2010. – 128 с.
6. Сухин И.Г. Программы курса «Шахматы – школе: Для начальных классов
общеобразовательных учреждений» - Обнинск; Духовное возрождение. 2013.
– 40 с.
7. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. Пособие для учителя –
Обнинск; Духовное возрождение. 2011. – 120 с.
8. Сухин И.Г. Шахматы. Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. Часть
1, 2. – Обнинск; Духовное возрождение. 2012. – 208 с.
9. Учебник шахмат. Полный курс. / Автор-составитель Калиниченко Н.М. –
М.: «Russian CHESS House / Русский шахматный дом», 2012. – 520 с.
10. Шахматы: Энциклопедический словарь / Главный редактор А.Е. Карпов.
– М.: Сов. Энциклопедия, 1990. – 621 с.; 40 ил.

18

Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Путешествие в Шахматное королевство» (Стартовый уровень)
физкультурно-спортивной направленности предназначена для детей 5 – 7 лет
подготовительной группы детских общеобразовательных дошкольных
учреждений.
Срок реализации – один учебный год.
Объем программы 72 часа. Занятия проходят один раз в неделю по 2
академических часа.
Программа направлена на создание условий для личностного и
интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и
организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Способствует развитию у ребенка эмоционального сознания, улучшает
память и обучает основам стратегии.
Программой предусмотрено изучение таких разделов:
- Шахматная доска;
- Шахматные фигуры;
- Шахматная нотация;
- Шахматная партия.
Основными педагогическими формами реализации программы являются
теоретические и практические занятия с участием обучающихся в
шахматных турнирах.

19

Дидактические игры и задания
«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из
горизонтальных линий шахматной доски кубиками (пешками и т.д.)
«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий
шахматной доски.
«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной
доски.
«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся
все шахматные фигуры, каждый из обучающихся на ощупь пытается
определить, какая фигура спрятана.
«Угадайка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети
должны догадаться, что это за фигура.
«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе у педгога в один ряд,
дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной»,
которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать:
«Секрет».
«Что общего?». Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает у
детей, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой).
«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют
самую высокую фигуру и ставят её в сторону. Задача: поставить все фигуры
по высоте.
«Мешочек». Дети по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и
постепенно расставляют начальную позицию.
«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении,
к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из детей. Если
утверждение верно, то мяч следует поймать.
«Игра на уничтожение» - важнейшая игра курса. У ребенка формируется
внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция
мышления и др. Педагог играет с детьми ограниченным количеством фигур
(чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры
противника.
«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки
шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не
перепрыгивая их.
20

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна
достичь определенной клетки шахматной доски.
«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры,
расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре
(черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми.
«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной
клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля,
находящиеся под ударом черных фигур.
«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, при
этом избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы
белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с
целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное
поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под
ударом противника.
«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при
точной игре обеих сторон не имеет победителя.
«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход
напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две
черные фигуры.
«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее –
побить незащищенную фигуру.
«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую
под боем.
«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом
ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
«Ограничение
подвижности».
Это
разновидность
«игры
на
уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет
все фигуры противника.
«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых обучающиеся
должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.
21

«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах
черному королю.
«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.
«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых дети должны
определить: дан ли мат черному королю.
«Первый шах». Игра проводится всеми фигурам из начального
положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шаг.
«Рокировка». Обучающиеся должны определить, можно ли рокироваться
в тех или иных случаях.
«Два хода». Для того чтобы ребенок научился создавать и реализовывать
угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога
обучающийся отвечает двумя своими ходами.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».