ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 7CD17604EB4AD07CCF5090480049D1C7
Владелец: Кинцель Елена Владимировна
Действителен: с 12.12.2023 до 06.03.2025
1
СОДЕРЖАНИЕ.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы:
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Содержание программы
1.4. Планируемые результаты
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Воспитательная деятельность
Список литературы
Приложения
2
Стр. 3 – 6
Стр. 7
Стр. 8 – 10
Стр. 11 – 12
Стр. 13 – 14
Стр. 15
Стр. 16 – 28
Стр. 29 – 32
Стр. 33 – 34
Стр. 35 – 37
Стр. 38 – 39
Стр. 40
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы:
1.1. Пояснительная записка
Почти крылатыми стали слова о том, что шахматы представляют собой сплав из трёх
компонентов: спорта, науки и искусства. Классический пример – сама шахматная партия.
Результат её влияет на турнирное положение участников – спортивный момент. Красивая
комбинация, проведённая в ней, может превратить встречу в произведение искусства.
Наконец, для успешной игры требуется основательная теоретическая, то есть научная
подготовка.
В общеобразовательной школе происходят радикальные изменения: на первый план
выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая
становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их
творческих способностей. Образовательная программа «Шахматы» имеет физкультурноспортивную направленность.
Образовательная программа «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные
идеи отечественных и зарубежных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным,
поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится
деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют,
группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается
широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых
ситуаций, чтение дидактических сказок, участие в шахматных турнирах разного уровня.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не
отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч
детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей
полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть
замкнутость, включиться в систему новых отношений, новых возможностей для
интеллектуального, личностного и социального роста, приобрести новый социальный
опыт.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурноспортивной направленности «Шахматы» разработана на основе программ: И.Г. Сухин
«Шахматы – школе» и Р.Нежметдинов «Шахматы», а также следующих документов:
- Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации;
- Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 31.03.2022г. № 678-р);
- Приказа Минпросвещения России от 27.07.2022г. № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Устава МБОУ ДО «ДЮСШ»;
3
- Локальных нормативных актов МБОУ ДО «ДЮСШ»;
- Других федеральных и региональных нормативных документов, регламентирующих
образовательную деятельность учреждений дополнительного образования и детскоюношеских спортивных школ.
Новизна программы и её отличительные особенности состоят в том, что в отличие
от типовых программ уделяется больше времени активным формам обучения: играм,
тренировкам, турнирам, конкурсам, соревнованиям; а также в её разноуровневости.
Программа предполагает освоение содержания исходя из результатов диагностики и
стартовых возможностей учащихся, что предоставляет шанс каждому ребёнку
организовать обучение для достижения поставленных целей таким образом, чтобы
максимально использовать имеющиеся возможности, прежде всего учебные. Уровневая
дифференциация позволяет тренеру-преподавателю работать с обучающимися разного
уровня подготовленности.
Актуальность программы. Шахматы в школе положительно влияют на
совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как
восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого
управления поведением. Эта игра приносит школьникам много творческих радостей.
Гармонически сочетая в себе элементы спорта, искусства и науки, она оказывает
многостороннее влияние на детей, помогает формированию лучших черт их характеров,
развитию умственных способностей и художественных вкусов.
Учёные доказали, что обучение шахматам способствует развитию навыков,
необходимых для жизни в XXI веке. Согласно полученным данным, у детей, которые
играют в шахматы в школе, показатели успеваемости выше на 35-40%. Шахматы
заставляют ребёнка больше думать, больше концентрироваться на решении, и тем самым
способствуют более вдумчивому отношению к предмету.
Шахматы – это познание, расширение кругозора, развитие способности
прогнозирования, логического мышления. Также шахматы воспитывают волевые качества
и внимательность, усидчивость, а значит – самостоятельность и ответственность за
результат своих поступков. Чтобы идти к цели, нужно иметь план, хотя бы в голове.
Лучше плохой план, чем его отсутствие. Ребёнок учится общаться с соперником,
предугадывать его ходы, его настроение, его возможности практически на интуитивном
уровне.
Главный навык, который дают шахматы – умение просчитывать ходы. В жизни это
действительно нужно. Шахматисты постоянно играют, времени зачастую мало,
приходится в кратчайшие сроки принимать решение, буквально за секунды. В век избытка
информации особенно важно, что игра в шахматы способна научить быстро оценивать
ситуацию и принимать наилучшее решение. Дети будут учиться продумывать ситуацию
на 2-3 хода вперёд и, в конце концов, научатся применять этот приём не только в игре, но
и в жизни.
Функциональная грамотность. Обучение по программе «Шахматы» способствует
формированию компонента функциональной грамотности – креативного мышления.
Креативное мышление – способность продуктивно участвовать в процессе выработки,
оценки и совершенствования идей, направленных на получение инновационных и
4
эффективных решений, и нового знания, и эффективного выражения воображения.
Развивать креативное мышление на занятиях помогает совместная выработка стратегии
игры, разработка новых упражнений и заданий, выдвижение, оценка и совершенствование
креативных идей, а также их воплощение на практике.
При освоении образовательной программы креативное мышление формируется через:
- быстроту (способность высказывать максимальное количество идей);
- гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей);
- оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи);
- точность (законченность, способность совершенствовать или придавать
завершённый вид своим мыслям).
Результатом формирования функциональной грамотности – креативного мышления
станет умение проводить критический анализ предложений, который поможет увидеть их
сильные и слабые стороны, находить и извлекать информацию в различном контексте,
объяснять и описывать явления на основе полученной информации, анализировать и
интегрировать полученную информацию, формулировать проблему, интерпретировать и
оценивать её, делать выводы, строить прогнозы, предлагать пути решения.
А также:
- мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- основы теоретического мышления, определение понятий: систематизация,
классификация, доказательство, обобщение;
- сформированность общественной активности, культуры общения и поведения в
социуме;
- информационная компетенция (анализ, синтез, оценка, аргументация).
Адресат программы рассчитан на детей младшего и среднего школьного возраста 712 лет, не имеющих специальных навыков. Возраст учащихся в секции может изменяться
в зависимости от их уровня подготовленности (развития).
Объём программы включает общее количество учебных часов, запланированных на
весь период обучения, необходимых для освоения программы. Программа рассчитана на
216 часов.
Формы обучения – очная, с применением дистанционных образовательных
технологий. На период реализации программы, в течение которого федеральными и/или
региональными и/или местными правовыми актами устанавливается запрет и/или
ограничение на реализацию дополнительных общеобразовательных программ очно, по
месту нахождения учреждения, реализация соответствующего указанному периоду
учебного плана программы осуществляется с использованием электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий.
При использовании электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий осуществляются следующие виды учебной деятельности: самостоятельное
изучение учебного материала; учебные занятия (лекционные и практические);
консультации; текущий контроль; промежуточная аттестация.
Педагог осуществляет сопровождение программы в следующих режимах:
тестирование онлайн; консультации онлайн; предоставление методических материалов на
5
официальном сайте учреждения или другой платформе с использованием различных
электронных образовательных ресурсов; сопровождение офлайн (проверка тестов,
контрольных работ, различные виды текущего контроля и промежуточной аттестации).
При использовании электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий используются следующие технические средства обучения: компьютер; вебкамера; микрофон; стабильное интернет-соединение.
Для проведения онлайн занятий и видео-звонков используются следующие ресурсы:
Skype; VKontakte.
Для осуществления обратной связи с учащимися и родителями используются
социальные сети; электронная почта; Viber; WhatsApp.
Методы обучения направлены на поддержание устойчивого интереса к занятиям,
создания комфортного психологического климата, накопления знаний в области теории
игры и на развитие творческих способностей: словесный, наглядно-практический,
объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, частично-поисковый.
Тип занятия: комбинированный, теоретический, практический, диагностический,
тренировочный, контрольный и другие.
Формы проведения занятия в каждом конкретном случае и на различных этапах
обучения определяется степенью сложности изучаемого материала, уровнем общего
развития обучающихся, образовательной целью и многими другими факторами, включая
эмоциональный настрой:
- беседа;
- практическое занятие;
- спарринг-игра;
- «мозговой штурм»;
- задания, направленные на поиск решения шахматных задач;
- анализ ошибок и поиск путей их устранения;
- турниры, соревнования.
Срок освоения программы: 36 недель (9 месяцев).
Режим занятия. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа, всего: 6 часов в
неделю. Общее количество часов, запланированных по программе (годовая нагрузка) –
216 часов.
Уровень сложности программы – базовый.
Язык обучения по программе – русский язык.
Наполняемость группы: минимальное количество – 6 человек, максимальное
количество – 12 человек.
6
1.2. Цель и задачи программы
Цель: заложить фундамент интеллектуально-логического мышления, научить
правильно организовывать время досуга, приобщить детей к занятиям спортом и наукой,
способствовать развитию умственных способностей и художественного вкуса.
Задачи:
1. Научить детей правилам игры, самостоятельному завершению шахматной партии.
2. Научить детей составлению стратегического плана в игре.
3. Развить интерес учащихся к шахматному творчеству.
4. Сформировать умение выразить свой замысел во время игры.
5. Воспитать инициативность и упорство в достижении целей.
7
1.3. Содержание программы
Тематическое учебное планирование
1. Вводный инструктаж. Организационное занятие.
Теория: Вводный инструктаж. Сроки проведения соревнований и турниров.
Практика: Показ материалов с турниров великих гроссмейстеров. Знакомство с
литературой о великих шахматистах. Показ фотографий и материалов с
шахматных турниров учащихся прошлых лет.
2. Правила поведения во время шахматной партии.
Теория и практика: Правила шахматной игры. Свод правил шахматной
Федерации России при проведении соревнований и турниров.
3. Шахматная теория: пешки и фигуры. Шахматная доска.
Теория: Знакомство учащихся с шахматной доской (горизонтали, вертикали,
диагонали), шахматной нотацией. Название фигур и их абсолютная стоимость.
Практика: Начальная расстановка фигур на шахматной доске. «Каждый ферзь
любит свой цвет». Шахматная нотация.
4. Ладья, конь, слон, ферзь и король. Пешки.
Теория: Правила: «Взялся за фигуру – ходи!», «Руку отнял – ход сделан!»,
«Поправляю!». Ходы обратно не берутся. Ладья. Слон. Ферзь. Король. Конь.
Тяжёлые и лёгкие фигуры. Пешка. Каждая пешка может стать ферзём. «Взятие на
проходе».
Практика: Отработка ходов на практике. Тренировочные занятия.
Форма контроля: Тест. Наблюдение.
5. Шах и мат королю.
Теория: Цель игры. Шах и мат. Способы спасения короля.
Практика: Практические упражнения по достижению главной цели игры.
6. Решение шахматных задач.
Практика: Решение задач и сюжетов из сборников задач и других изданий.
Форма контроля: Тест.
7. Спарринг-игра.
Теория: Повторение ранее пройденного теоретического материала.
Практика: Учащиеся усваивают материал, играя с более подготовленными
сверстниками, либо с преподавателем.
8. Сеанс одновременной игры с преподавателем.
Теория и практика: Игра с педагогом для проверки усвоенного материала.
8
9. Типичные матовые позиции.
Теория: Ознакомление с типичными окончаниями по дидактическим таблицам и
на демонстрационной доске.
Практика: Тренировки и решения задач. Шахматное лото.
10. Ничья.
Теория и практика: Пат. Вечный шах. Повторение позиции. Правило 50 ходов.
Ничья по соглашению сторон.
11. Решение шахматных задач.
Практика: Решение задач и сюжетов из сборников задач и других изданий.
Форма контроля: Наблюдение.
12. Спарринг-игра.
Теория: Повторение ранее пройденного теоретического материала.
Практика: Учащиеся усваивают материал, играя с более подготовленными
сверстниками, либо с преподавателем.
13. Мат ферзём.
Теория: Постановки мата в пределах десяти ходов.
Практика: Упражнения постановки мата в пределах десяти ходов.
14. Линейный мат. Мат ладьёй.
Теория: Оппозиция королей. Постановки мата не позднее двадцатого хода.
Практика: Упражнения постановки мата. Тренировки и решения задач.
15. Спарринг-игра.
Теория: Повторение ранее пройденного теоретического материала.
Практика: Учащиеся усваивают материал, играя с более подготовленными
сверстниками, либо с преподавателем.
16. Разбор типичных ошибок.
Теория и практика: Игра всеми фигурами. Разбор и оценка ошибок, допускаемых
учащимися при игре.
17. Рокировка.
Теория: Рокировка. Цель, правила и задачи рокировки. Короткая и длинная
рокировка. Условия, при которых возможна рокировка.
Практика: Практические упражнения на рокировку.
18. Спарринг-игра.
Теория: Повторение прошедшего теоретического материала.
Практика: Учащиеся усваивают материал, играя с более подготовленными
сверстниками, либо с преподавателем.
9
19. Решение шахматных задач.
Практика: Решение задач и сюжетов из сборников задач и других изданий.
Форма контроля: Наблюдение.
20. Четыре принципа игры в дебюте.
Теория и практика: Дебют (начало игры). Изучение основных принципов
дебюта. Центр. Развитие. Безопасность. Внимание.
Форма контроля: Наблюдение.
21. Комбинации.
Теория: Повторение простейших приёмов шахматной борьбы. Завлечение.
Отвлечение.
Практика: Тренировочные игры.
22. Пешечные окончания.
Теория: Минимальное материальное преимущество. «Правило квадрата».
Практика: Тренировочные игры.
23. Сеанс одновременной игры с преподавателем.
Практика: Игры с преподавателем для проверки усвоенного материала.
Форма контроля: Тест.
24. Эндшпиль.
Теория: Заключительная часть партии.
Практика: Разбор типичных позиционных окончаний.
25. Спарринг-игра.
Теория: Повторение прошедшего теоретического материала.
Практика: Учащиеся усваивают материал, играя с более подготовленными
сверстниками, либо с преподавателем.
Форма контроля: Наблюдение.
26. Решение шахматных задач.
Практика: Решение задач и сюжетов из сборников задач и других изданий.
Форма контроля: Наблюдение.
27. Турниры, соревнования.
Практика: Мини-турниры на выявление победителя среди одного объединения.
Участие в открытых турнирах МБОУ ДО «ДЮСШ», турнирах районного уровня.
10
1.4. Планируемые результаты
По итогам освоения программы учащиеся должны овладеть следующими
компетенциями:
- коммуникативная компетенция – развитие навыков работы в парах, в группах
различного состава, умение представлять себя и вести диалог;
- учебно-познавательная компетенция – пополнение знаний в области игры в
шахматы, ознакомление с разнообразными приёмами и способами творческого
воплощения образа, овладение креативными навыками при целенаправленном изучении
окружающей действительности.
Обучение по программе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностными результатами являются:
1) развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
2) проявление мышления при организации своей деятельности.
Метапредметными результатами являются:
1) поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном
поле;
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
2) коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог,
задавать вопросы;
- умение находить компромисс;
3) умения и навыки в сотрудничестве:
- навыки коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнёром;
- навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
Предметными результатами являются:
знания
- методов решения задач;
- последовательности информационного поиска и источников информации.
Ожидаемые результаты после прохождения программы.
По результату прохождения годового курса программы учащиеся:
1) Должны знать:
- все ходы фигур;
- шахматную нотацию;
- сравнительную ценность фигур;
- что такое шах, мат, пат;
11
- общие принципы игры в начале партии;
- правила поведения во время игры;
- тактические удары (связка, двойной удар, открытое нападение, открытый шах, двойной
шах);
- общие принципы игры;
- как проводить атаку на короля;
- простейшие технические приёмы в эндшпиле (ладейном, пешечном);
- борьбу ферзя против пешки;
- что такое открытая линия;
- правила поведения в помещении, на улице;
- правила техники безопасности.
2) Должны уметь:
- ставить мат тяжёлыми фигурами;
- играть партию всеми фигурами;
- решать комбинации на различные темы (коневые, пешечные, тяжелофигурные);
- решать комбинации с сочетанием идей и др.;
- играть шахматную партию с часами;
- уважительно относиться к сопернику по игре;
- правильно вести себя во время игры;
- правильно вести себя в помещении, на улице.
12
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1. Календарный учебный план-график
С учетом изложенных выше задач и содержания программы представлен
примерный календарный учебный план-график с расчетом на 36 недель занятий
непосредственно в условиях Учреждения.
№
п/п.
Название раздела,
темы
1.
Количество часов
Всего
часов
Теория
Практика
Формы
аттестации/
/контроля
2.
3.
4.
5.
6.
1.
Вводный инструктаж.
Организационное занятие.
3
2
1
2.
Правила поведения во
время шахматной партии.
3
2
1
3.
Шахматная теория: пешки
и фигуры. Шахматная
доска.
8
4
4
4.
Ладья, конь, слон, ферзь и
король. Пешки.
12
6
6
5.
Шах и мат королю.
6
4
2
6.
Решение шахматных
задач.
8
7.
Спарринг-игра.
14
8.
Сеанс одновременной
игры с преподавателем.
6
9.
Типичные матовые
позиции.
10
4
6
10.
Ничья.
4
2
2
11.
Решение шахматных
задач.
8
12.
Спарринг-игра.
14
2
12
13.
Мат ферзём.
6
2
4
14.
Линейный мат. Мат
ладьёй.
6
2
4
8
2
Тест,
наблюдение
Тест
12
6
8
13
Наблюдение
1.
2.
3.
4.
5.
15.
Спарринг-игра.
8
2
6
16.
Разбор типичных ошибок.
6
4
2
17.
Рокировка.
6
2
4
18.
Спарринг-игра.
10
2
8
19.
Решение шахматных
задач.
10
20.
Четыре принципа игры в
дебюте.
6
21.
Комбинации.
22.
6.
10
Наблюдение
4
2
Наблюдение
10
4
6
Пешечные окончания.
8
4
4
23.
Сеанс одновременной
игры с преподавателем.
4
24.
Эндшпиль.
8
2
6
25.
Спарринг-игра.
6
2
4
Наблюдение
26.
Решение шахматных
задач.
6
6
Наблюдение
27.
Турниры, соревнования.
20
20
Итого:
216
4
14
58
158
Тест
2.2. Условия реализации программы
Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Шахматы» необходимы:
- кабинет, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям;
- набор шахматных досок с фигурами;
- шахматные часы;
- демонстрационная доска;
- методические разработки;
- литература и периодические издания для педагога и детей;
- возможность выступления на турнирах.
Оборудование кабинета
Для занятий в секции шахмат необходимо светлое, тёплое, просторное помещение для
размещения 4 столов.
Кабинет должен нормально освещаться. Рабочие места нужно по возможности
размещать так, чтобы при естественном освещении не было надобности в
дополнительных источниках света.
Желательно окрашивать стены кабинета в голубой, зелёный, жёлтый тона или их
оттенки.
Материально-техническое оснащение
№
п/п
Наименование имущества
Количество
1.
Стол педагога
1
2.
Стол ученический
4
3.
Стулья
17
4.
Шкаф для хранения шахматных наборов и материалов
1
5.
Доска демонстрационная
1
6.
Шахматная доска
8
7.
Набор шахматных фигур
8
8.
Шахматные часы
4
9.
Аптечка
1
10.
Огнетушитель № 2
1
11.
Персональный компьютер
1
15
2.3. Форма аттестации
Для определения результативности освоения программы используются следующие
виды аттестации:
- вводный контроль – оценка исходного уровня знаний перед началом
образовательного процесса, проводится с целью определения уровня развития детей;
- текущий контроль – оценка качества усвоения учащимися учебного материала,
отслеживание активности учащихся;
- промежуточный контроль – оценка качества усвоения учащимися учебного
материала по итогам учебного периода (этапа обучения);
- итоговый контроль – оценка уровня достижений учащимися по завершении
освоения программы с целью определения изменения уровня развития детей, их
творческих способностей: заключительная проверка знаний, умений, навыков.
Для входного контроля используются следующие формы: беседа, собеседование,
практическое задание на определение умений и навыков.
Текущий контроль проводится по завершению разделов и тем. Формами текущего
контроля являются: наблюдение, практические задания, спарринг-игра, турнир.
Промежуточный контроль проводится 1 раз в полугодие. Формами промежуточного
контроля являются: тест, спарринг-игра, турнир.
Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе. Формой итогового
контроля является тест, турнир.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Грамота, диплом, журнал посещаемости, фото, свидетельство (сертификат), протокол
соревнований.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
Таблицы тестов, турнирные таблицы.
Тест 1.
1.
Всего на шахматной доске 64 клетки, из которых сколько белых и чёрных
___________________________________________________________________________
2.
Соответственно шахматная доска – это квадрат _________ на __________ клеток
3.
Обязательное условие расположения доски: первая клетка слева от играющего
должна быть какой? _________________________________________________________
4.
В шахматной партии принимает участие сколько видов фигур? _______________
5.
Как называются эти фигуры и в каждой армии соответственно по сколько таких
фигур?
16
6.
У каждой стороны по сколько фигур в начале игры ___________________________
7.
Пешки ходят только ______________________________________________________
8.
После своего первого хода пешка передвигается только на ____________клетку
вперед за один ход.
9.
Бить фигуры соперника пешка может на одну клетку вперед по диагонали
_________________ и ________________.
10.
С пешкой связано одно из самых интересных правил в шахматах:
правило_________________________. Заключается оно в следующем. Если пешка доходит
до последней горизонтали (8-я для белых пешки, 1-я для чёрных), она превращается в
любую другую фигуру (кроме короля). Наглядно это видно в позициях ниже.
Перед ходом
После хода
17
11.
Конь ходит буквой «
». Траектория его хода указана ниже на диаграмме:
12.
Ниже указаны два небольших задания для того, чтобы вы запомнили принципы
ходов пешки и коня.
Сколько ходов необходимо белому
коню, чтобы сбить черную пешку?
Чёрный конь напал на белую пешку
Каким образом её можно защитить?
13.
Какая фигура ходит и наносит удары только по диагонали во все стороны и на
любое расстояние как показано на рисунке? __________________________
14.
Какая фигура ходит и бьет по прямой на любые расстояния и во все стороны
(вперед, назад, вправо и влево). Не может перепрыгивать через другие фигуры?
__________________________________
18
15.
Ниже указаны легкие задачи для того, чтобы запомнить, как ходят ладья и слон.
Ход белых
Каким ходом белый слон может,
одновременно напасть на черную ладью
и коня?
Ход черных
Ладья может ударить белого
слона Выгоден ли такой удар
черным? Обоснуйте свой ответ
16.
Какая фигура ходит во все стороны по вертикали, горизонтали и диагонали на
любые расстояния. _______________________________________________
То есть, он обладает возможностями ладьи и слона одновременно. Схематично указано на
диаграмме ниже.
17. Какая фигура самая главная? Она не имеет номинальной стоимости, её нельзя
разменивать, держать под боем фигур соперника, она требует постоянной защиты. Но это
не потому, что слишком уж слаба как фигура, а потому, что если она погибает, то партия
для играющего проиграна. __________________________________
19
18. Король, как и ферзь, ходит и наносит удары во все стороны по вертикали,
горизонтали и диагонали, но только на __________________ клетку.
То есть, находясь в середине доски король пробивает __________________ полей.
Тест 2.
1. Спертый мат может получится на
первом ходу?
Нет
Да
2. "Вилка" - это тактический удар, включающий в себя:
Нападение на две фигуры
Защиту двух фигур
Нападение на одну фигуру
Защиту одной фигуры
3. Миттельшпиль - это?
Начало игры
Середина игры
Конец игры
4. Легче ли дать мат одинокому королю ферзем, чем слоном и конем?
Да
Нет
5. Как правило, в дебюте полезно создавать взаимодействие между своими
ладьями?
Нет
Да
6. Может ли игра закончится в дебюте?
Нет
Да
20
7. Наиболее важной в общем и целом частью шахматной доски является?
Ферзевый фланг
Королевский фланг
Центр
8. Неприятельского короля легче заматовать, когда он находится в центре
доски?
Нет
Да
9. Два слона могут заматовать одинокого короля только в углу доски?
Да
Нет
10. Чего вы должны избегать, стараясь дать мат одинокому неприятельскому
королю?
Взятия на проходе
Пата
Шахов королю
11. Какие из названных ниже фигур или их сочетаний могут дать мат одинокому
королю?
2 коня
Конь
Слон
Слон и конь
12. Король и пешка всегда способны выиграть против короля?
Нет
Да
13. Легкие фигуры должны быть развиты до начала миттельшпиля?
Нет
Да
21
14. Король и ферзь не могут заматовать одинокого короля?
Нет
Да
15. Мат возможен в..?
Во всех указанных выше стадиях партии Дебюте
Миттельшпиле
Эндшпиле
16. Король и конь не могут заматовать одинокого короля?
Нет
Да
17. Какой фигуре освобождают диагональ?
Ладья
Слон
Конь
18. Король и ладья не могут заматовать одинокого короля?
Да
Нет
19. Какое преимущество есть в шахматах?
Двойной удар
Рокировка
Материальное
20. Рокировку надо делать в дебюте как можно раньше?
Да
Нет
21. Пешки считаются сильнее, когда они связаны?
Нет
Да
22
22. Что вы должны делать, в первую очередь, когда наступает стадия
миттельшпиля?
Продвигать вперед свои пешки.
Продумать свою стратегию
Надеяться надо, что соперник допустит грубую ошибку
Немедленно начинать атаку
23. Хорошо ли ходить в дебюте одной и той же фигурой больше, чем один раз?
Нет
Да
24. Король и слон не могут заматовать одинокого короля?
Нет
Да
25. Миттельшпилю предшествует дебют?
Да
Нет
26. Важно ли как можно быстрее развивать свои фигуры?
Нет
Да
27. Какая из указанных стратегий не самая лучшая, чтобы следовать ей в дебюте?
Контроль над центральными полями
Открыть диагональ для своих слонов
Максимально быстро развить фигуры
Оставить короля в опасности в место рокировки
28. Король и пешка не могут выиграть против одинокого короля без проведения
пешки с ее превращением в ферзя или ладью?
Да
Нет
23
29. Ферзь и один может заматовать неприятельского одинокого короля, помощь
короля при этом ферзю не нужна?
Нет
Да
30. Эндшпиль – это: ….?
Конец миттельшпиля
Конец партии
Конец дебюта
Конец хода
Тест 3.
Во всех задачах белые ставят мат в один ход.
24
25
26
Тест 4.
1. С какого шахматного поля начинается крайняя левая вертикаль:
а) с1
б) h1
в) a1
г) g1
2. Какая диагональ самая длинная:
а) a8–h1
б) b1– h7
в) d1–h7
г) f1–h3
3. Как ходит ладья:
а) по вертикали
б) по горизонтали
в) по диагонали
г) по вертикали и горизонтали
4. Позиция, при которой королю ходить некуда, но он не находится под шахом:
а) мат
б) пат
в) блокировка
г) цугцванг
5. С какого шахматного поля начинается крайняя правая вертикаль:
а) b1
б) h1
в) е1
г) a1
6. Какая диагональ самая короткая:
а) a4–е8
б) а2–g8
в) a6–c8
г) a7–b8
7. Нападение одной фигуры на несколько фигур или пешек противника:
а) связка
б) рентген
в) двойной удар
г) вскрытый шах
8. Какая пара фигур не может заматовать короля:
а) К и Кр
б) Ф и Кр
в) Л и Кр
г) Л и Л
27
9. Какая пара фигур не верна по ценности фигур:
а) Л < Ф
б) С < Л
в) К > Л
г) Ф > С
10. В закрытом дебюте + английское начало ход черных:
а) Kg8–f6
б) е7–е5
в) с7–с5
г) d7–d5
28
2.4. Оценочные материалы
Предметом оценивания по программе являются: набор основных знаний, умений,
практические навыки по программе; универсальные учебные действия; важнейшие
личностные свойства учащегося.
Для определения достижения учащимися планируемых результатов используются
следующие диагностические методики:
Показатели и критерии по уровням освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Шахматы»
1) Оценивание предметных результатов обучения: теоретическая
учащегося.
2) Оценивание предметных результатов обучения: практическая
учащегося.
3) Оценивание результатов в турнирах.
подготовка
подготовка
Карта оценки развития метапредметных результатов учащихся
Фамилия,
имя
учащегося
Поисковые
(исследовательские)
умения:
- умение
самостоятельно
генерировать идеи;
- умение
самостоятельно
находить
недостающую
информацию в
информационном
поле;
- умение находить
несколько вариантов
решения проблемы;
- умение выдвигать
гипотезы;
- умение
устанавливать
причинноследственные связи.
Н С В
Н С В
Н С В
Коммуникативные
умения:
- умение
инициировать
учебное
взаимодействие со
взрослыми –
вступать в диалог,
задавать вопросы;
- умение вести
дискуссию;
- умение отстаивать
свою точку зрения;
- умение находить
компромисс;
- навыки
интервьюирования,
устного опроса.
Н
Н
Н
С
С
С
В
В
В
Умения и навыки
работы в
сотрудничестве:
- навыки
коллективного
планирования;
- умение
взаимодействовать с
любым партнёром;
- навыки
взаимопомощи в
группе в решении
общих задач;
- навыки делового
партнёрского
общения;
- умение находить и
исправлять ошибки в
работе других
участников группы.
Н
Н
Н
С
С
С
В
В
В
Презентационные
умения и навыки:
- навыки
монологической
речи;
- умение уверенно
держать себя во
время
выступления;
- умение
использовать
различные средства
наглядности при
выступлении;
- умение отвечать
на
незапланированные
вопросы.
Н
Н
Н
С
С
С
В
В
В
Инструкция: опросник является вариантом экспертной оценки, заполняется педагогом на
каждого ребёнка по четырём видам умений. Необходимо отменить степень выраженности
каждого качества, с помощью уровней, где: Н (низкий уровень) – качество отсутствует у
учащегося или выражено слабо и проявляется редко, С (средний уровень) – качество
выражено сильно и проявляется часто, В (высокий уровень) – выражено сильно и
проявляется постоянно. Нужную букву обвести в каждой графе.
29
Карта оценки личностного развития
Оцениваемые Критерии
Степень выраженности оцениваемого качества
параметры
1. Организационно – волевые качества:
Терпение
Способность переносить
Высокий уровень: Терпения хватает на всё
(выдерживать) известные
занятие.
нагрузки в течение
определённого времени,
Средний уровень: Терпения хватает больше чем
преодолевать трудности
на 1/2 занятия.
Самоконтроль
Умение контролировать
свои поступки (приводить
к должному свои
действия)
Низкий уровень: Терпения хватает меньше чем на
1/2 занятия.
Высокий уровень: Постоянно контролирует себя
сам.
Средний уровень: Периодически контролирует
себя сам.
Низкий уровень: Постоянно находится под
воздействием контроля извне.
2. Ориентационные качества:
Самооценка
Способность оценивать
себя адекватно реальным
достижениям
Интерес к
занятиям в
детском
объединении
Осознанное участие
учащегося в освоении
образовательной
программы
Высокий уровень: нормальная.
Средний уровень: заниженная.
Низкий уровень: завышенная.
Высокий уровень: Интерес постоянно
поддерживается учащимся самостоятельно.
Средний уровень: Интерес периодически
поддерживается самим учащимся.
Низкий уровень: Интерес к занятиям
продиктован учащемуся извне.
3. Поведенческие качества:
Конфликтность Способность занять
(отношение
определённую позицию в
учащегося к
конфликтной ситуации
столкновению
интересов
(спору) в
процессе
взаимодействия
Тип
Умение воспринимать
сотрудничества общие дела, как свои
(отношение
собственные
учащегося к
общим делам
детского
объединения)
Высокий уровень: Пытается постоянно уладить
возникающие конфликты.
Средний уровень: Сам в конфликтах не
участвует, старается их избежать.
Низкий уровень: Периодически провоцирует
конфликты.
Высокий уровень: Инициативен в общих делах.
Средний уровень: Участвует при побуждении
извне.
Низкий уровень: Избегает участия в общих делах.
30
Критерии оценки выполнения заданий по креативному мышлению:
Высокий уровень – учащийся справился с заданием на 100%, приводит разные,
интересные, ни у кого не встречающиеся версии, хорошо ориентируется в материале.
Средний уровень – учащийся справился с заданиями на 70 – 50%, встречаются
однотипные версии или ранее встречающиеся, отвечает на дополнительные вопросы.
Низкий уровень – учащийся справился с заданиями менее, чем на 50%, версий
мало или они однотипные, часто встречающиеся, не ориентируется в материале, на
дополнительные вопросы затрудняется отвечать.
Оценочные материалы на развитие компонента функциональной грамотности –
креативного мышления
Найдите лучший ход
Мы будем не только ставить маты, но и «работать» на выигрыш материала, искать
лучший ход. Вариантов и дискуссий, как правило, эти задачки вызывают больше, чем
просто поставить мат, ведь мы не знаем, чем должны закончиться наши лучшие ходы, как
нам может ответить соперник.
Задание: найти лучший ход(ы) за белых.
31
32
2.5. Методические материалы
№
п/п.
Раздел, тема
Обеспечение
программы
методическими
видами продукции
3.
Свод правил
шахматной
Федерации России,
ФИДЕ.
Чтение сказок
«Шахматная
беседка» и др., главы
из книг: «Шахматная
доска», «Линии».
1.
1.
2.
Правила поведения
во время шахматной
партии.
2.
Шахматная теория:
пешки и фигуры.
Шахматная доска.
3.
Ладья, конь, слон,
ферзь и король.
Пешки.
Главы из книг:
«Фигуры», «Пешки»,
«Линии».
4.
Шах и мат королю.
5.
Решение шахматных
задач.
Главы из книг:
«Первый шаг в мир
шахмат», «Шах и
мат».
Сборники задач с
диаграммами.
Дидактические
задания и игры:
«Шах или не шах»,
«Мат в один ход».
Дидактические игры
и задания.
6.
Типичные матовые
позиции.
Главы из книг:
«Чудесные фигуры»,
«Шах и мат».
7.
Ничья.
Главы из книг: «Мат
и пат», «Ничья».
Дидактические
игры: «Лабиринт»,
«Перехитри
часовых», «Взятие».
Дидактические игры
и задания.
8.
Решение шахматных
задач.
Сборники задач с
диаграммами.
9.
Мат ферзём.
Главы из книг:
«Самый сильный и
опасный!», «Коверсамолёт».
33
Рекомендации
по проведению
практических
работ
4.
Шахматная
турнирная партия.
Дидактический
и лекционный
материал
Изучение
шахматной доски.
Шахматная нотация.
Дидактические
задания и игры:
«Горизонталь»,
«Вертикаль»,
«Диагональ».
Дидактические
игры: «Волшебный
мешочек»,
«Секретная фигура».
Учебная литература.
Демонстрационная
доска с магнитными
фигурами, пешками.
Дидактические игры
и задания: «Сделай
ничью!», «Пат – это
Вам не мат».
Дидактические игры
и задания: «Шах или
не шах», «Мат в
один ход».
5.
Шахматные часы,
свод правил.
Шахматные доски с
фигурами.
Непрозрачный
пакет, шахматные
фигуры, пешки.
Шахматные доски с
фигурами.
Шахматное лото.
Демонстрационная
доска. Шахматные
доски с фигурами.
Шахматное лото.
Учебная литература.
Демонстрационная
доска. Цветные
магниты.
Демонстрационная
доска. Шахматные
доски с фигурами.
Демонстрационная
доска. Шахматные
доски с фигурами.
Демонстрационная
доска. Шахматные
доски с фигурами.
Цветные магниты.
Шахматное лото.
1.
10.
2.
Линейный мат. Мат
ладьёй.
3.
Главы из книг:
«Чудесные фигуры»,
«Шах и мат».
4.
Дидактические игры
и задания: «Шах или
не шах», «Мат в
один ход».
11.
Рокировка.
12.
Решение шахматных
задач.
Главы из книг:
«Рокировка – ход
короля», «Мат и
пат».
Сборники задач с
диаграммами.
13.
Четыре принципа
игры в дебюте.
Главы из книг:
«Основные понятия
стратегии и
тактики».
Дидактические
задания: «Пат или
не пат»,
«Рокировка»
Дидактические игры
и задания: «Мат в
один ход». «Сделай
рокировку
правильно».
Дидактические игры
и задания.
14.
Комбинации.
Задания из
сборников
шахматных задач.
Задачи однодвухходовки.
15.
Пешечные
окончания.
Главы из книг:
«Пешка
превращается в
ферзя».
Дидактические игры
и задания.
16.
Эндшпиль.
Диаграммы с
задачами.
Решение задач и
разбор этюдов.
17.
Решение шахматных
задач.
Сборники задач с
диаграммами.
Дидактические игры
и задания.
18.
Участие в турнирах,
соревнованиях.
Турнирные таблицы.
Шахматная партия
без часов, с часами.
34
5.
Демонстрационная
доска. Шахматные
доски с фигурами.
Цветные магниты.
Шахматное лото.
Учебная литература.
Демонстрационная
доска. Шахматные
доски с фигурами.
Демонстрационная
доска. Шахматные
доски с фигурами.
Учебник
шахматный.
Демонстрационная
доска. Шахматные
доски с фигурами.
Сборник
шахматных задач.
Демонстрационная
доска. Шахматные
доски с фигурами.
Сборник
шахматных задач.
Демонстрационная
доска. Шахматные
доски с фигурами.
Диаграммы.
Демонстрационная
доска. Шахматные
доски с фигурами.
Демонстрационная
доска. Шахматные
доски с фигурами.
Свод правил ФИДЕ.
Шахматные часы.
2.6. Воспитательная деятельность.
Воспитательная работа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Шахматы» направлена на эффективное выявление и развитие
интеллектуально-творческого потенциала личности каждого учащегося.
Основные
«Шахматы»:
аспекты
интеллектуального
воспитания,
реализуемые
программой
1) формирование у учащихся представлений о возможностях интеллектуальной
деятельности и направлениях интеллектуального развития личности в рамках
деятельности творческого объединения;
2) формирование представлений о содержании,
современного информационного пространства;
ценности
и
безопасности
3) формирование отношения к образованию как общечеловеческой ценности,
выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к
интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями
человечества, к достижению личного успеха в жизни.
Мероприятия в развитии интеллектуального воспитания по программе «Шахматы»
направлены на:
1) организацию работы с одарёнными детьми и подростками, на развитие их
интеллектуальных способностей;
2) повышение познавательной активности обучающихся, формирование ценностных
установок в отношении интеллектуального труда;
3) создание системы конкурсов, направленных на развитие мотивации к обучению в
различных областях знаний для учащихся.
Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности.
Воспитательные задачи связаны с ориентацией обучающихся на критерии добра,
постановка их в ситуации нравственного выбора и конкретизация нравственных норм в
реальной жизни. Тренер-преподаватель решает поставленные задачи в соответствии со
спецификой возраста обучающихся и взаимоотношений внутри учебной группы,
учитывая при этом индивидуальные особенности каждого обучающегося. Основным в
воспитательной работе является содействие саморазвитию личности, реализации её
творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание
необходимых и достаточных условий для активизации усилий обучающихся по решению
собственных проблем.
Цели:
1. Формирование базовых компетентностей: социальных, коммуникативных,
ценностно-смысловых и общекультурных через воспитание в детях толерантности,
принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними
взаимодействовать.
35
2. Создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации
личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной,
духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном
обществе.
Задачи воспитательной деятельности:
1. Воспитание обучающихся в духе демократии, личностного достоинства, уважения
прав человека, гражданственности, патриотизма.
2. Развитие мотивации личности к познанию своих способностей.
3. Содействие формированию сознательного отношения обучающихся к своей
жизни, здоровью, а также жизни и здоровью окружающих людей.
4. Создание условий для участия семей обучающихся в воспитательном процессе,
развитие родительских общественных объединений, повышения активности
родительского сообщества, привлечения родительской общественности к участию в
самоуправлении.
5. Разработка и реализация системы мониторинга эффективности воспитательного
процесса.
6. Разработка и реализация системы работы учреждения дополнительного
образования по повышению педагогической культуры родителей (законных
представителей).
Основные целевые ориентиры воспитания:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности и
компетентности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2. Воспитание нравственных качеств: честности, доброжелательности, терпимости,
коллективизма, дисциплинированности, выдержки и самообладания.
3. Воспитание волевых качеств: настойчивость, смелость, упорство, терпеливость.
4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу
жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое
воспитание).
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений
об эстетических идеалах и ценностях, основ эстетической культуры (эстетическое
воспитании, аккуратность), воспитание трудолюбия.
7. Готовности к защите Отечества, способности отстаивать суверенитет и
достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать
историческую правду.
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и
обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и
культурных традиций.
36
Рабочая программа воспитания
№
п/п.
Мероприятие
Компонент интеллектуального воспитания
Год
обучения
1.
Занятия в
секции шахмат
Повышение познавательной активности обучающихся,
формирование ценностных установок в отношении
труда, в том числе интеллектуального труда.
Первый год
обучения
2.
Школьные,
открытые
секционные,
районные и
прочие турниры
по шахматам
Формирование у учащихся представлений о
возможностях интеллектуальной деятельности и
направлениях интеллектуального развития личности.
Первый год
обучения
Формирование представлений о содержании, ценности и
безопасности современного информационного
пространства.
Формирование отношения к образованию как
общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе
обучающихся к знаниям, в стремлении к
интеллектуальному овладению материальными и
духовными достижениями человечества, к достижению
личного успеха в жизни.
3.
Мастер-классы
Формирование диалога между поколениями
шахматистов.
Первый год
обучения
Календарный план воспитательной работы
Мероприятие
Год
обучения
Занятия в
секции шахмат
Первый
Школьные,
открытые
секционные,
районные и
прочие
турниры по
шахматам
Первый
Мастер-классы
Первый
Месяц
С.
О.
Н.
Д.
Я.
Ф.
М.
А.
М.
И.
И.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
37
+
+
+
А.
Список литературы
Список литературы для педагога
1. Авербах Ю.Л., Бейлин М.А. Путешествие в шахматное королевство – М.: «Russian
CHESS House / Русский шахматный дом», 2023. – 248 с.
2. Авербах Ю.Л., Бейлин М.А. Шахматный самоучитель – М.: «Russian CHESS House /
Русский шахматный дом», 2024 – 128 с.
3. Калиниченко Н.М. Краткий курс дебютов для начинающих – М.: Издательство
«Калиниченко», 2023. – 112 с.
4. Калиниченко Н.М. Учебник шахмат. Полный курс. – М.: «Russian CHESS House /
Русский шахматный дом», 2012. – 520 с.
5. Костров В.В., Рожков П.П. Шахматный решебник. Книга В. Мат в 1 ход. – М.: «Russian
CHESS House / Русский шахматный дом», 2022. – 90 с.
6. Крейчик Й. 13 детей Каиссы. Примерные и шаловливые дети шахматной музы. – М.:
«Russian CHESS House / Русский шахматный дом», 2020 – 88 с.
7. Луврье-Сен-Мари, Роже. Шахматы. Развивающий учебник для детей и родителей / Р.
Луврье-Сен-Мари; пер. П.П Лемени-Македона. – М,: РОСМЭН, 2023. – 64 с.
8. Месса, Роберто. 1001 шахматная задача: интерактивная книга, которая учит выигрывать
/ Роберто Месса и Франко Масетти; пер. с англ. В. Ионова. – Москва: Эксмо, 2024. – 128 с.
9. Нежметдинов Р. Шахматы. Учебники и учебные пособия. – Казань: Татарское книжное
издательство, 1985. – 208 с.
10. Притчард, Дэвид. Шахматы. Учебник для начинающих / Дэвид Притчард; пер. с ангд.
А.Н. Елькова. – М.: Астрель; АСТ: Владимир: ВКТ, 2010. – 128 с.
11. Сухин И.Г. Программы курса «Шахматы – школе: Для начальных классов
общеобразовательных учреждений» - Обнинск; Духовное возрождение. 2013. – 40 с.
12. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. Пособие для учителя – Обнинск;
Духовное возрождение. 2011. – 120 с.
13. Учебник шахмат. Полный курс. / Автор-составитель Калиниченко Н.М. – М.: «Russian
CHESS House / Русский шахматный дом», 2012. – 520 с.
14. Хенкин В.Л. Шахматы для начинающих – М.: Астрель: АСТ, 2008. – 219 с.
15. Шахматы: Энциклопедический словарь / Главный редактор А.Е. Карпов. – М.: Сов.
Энциклопедия, 1990. – 621 с.; 40 ил.
16. Каргина З.А. Особенности воспитательной работы в системе дополнительного
образования детей (статья). Электронный ресурс – http://dopedu.ru/stati/140-2012-05-16-2131.html
38
17. Программа воспитания: что это такое, зачем нужна и как разработать. Электронный
ресурс – https://eduregion.ru/k-zhurnal/programma-vospitaniya-chto-eto-takoe/
Рекомендуемый список литературы для детей
1. Авербах Ю.Л., Бейлин М.А. Шахматный самоучитель – М.: «Russian CHESS House /
Русский шахматный дом», 2024 – 128 с.
2. Гришин В.Г., Ильин Е.И. Шахматная азбука или первые шаги по шахматной доске. –
М.: Детская литература, 1980. – 68 с.
3. Костров В.В., Рожков П.П. Шахматный решебник. Книга В. Мат в 1 ход. – М.: «Russian
CHESS House / Русский шахматный дом», 2022. – 90 с.
4. Луврье-Сен-Мари, Роже. Шахматы. Развивающий учебник для детей и родителей / Р.
Луврье-Сен-Мари; пер. П.П Лемени-Македона. – М,: РОСМЭН, 2023. – 64 с.
5. Сухин И.Г. Котята-хвастунишки. / Сухин И.Г. Книга-выручалочка по внеклассному
чтению. – М.: Новая школа, 1994.
6. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны:
Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск;
Духовное возрождение, 2012. – 164 с.
39
Приложение 1
Глоссарий
Мат – ситуация в шахматных играх, когда король находится под шахом, игрок не
может сделать ни одного хода, чтобы его избежать. Таким образом, при мате
одновременно:
- Король находится под шахом;
- У короля нет возможности уйти от шаха (все поля вокруг него заняты своими
фигурами или находятся под ударом фигур противника, или король находится на краю
игровой доски);
- У игрока нет возможности закрыться от шаха другой фигурой;
- У игрока нет возможности взять фигуру, объявившую шах.
Означает проигрыш попавшей в такую ситуацию стороны. В русской шахматной
нотации мат обозначается символом «х» после хода фигуры, в международной нотации и
в шахматной композиции – символом «#» после хода.
Шах – ситуация в шахматных играх, когда король находится под боем, то есть на
следующем ходу хотя бы одна фигура противника сможет взять короля.
Рокировка (фр. roque) – ход в шахматных играх, заключающийся в горизонтальном
перемещении короля в сторону ладьи своего цвета на 2 клетки и последующее
перемещение ладьи на соседнюю с королём клетку по другую сторону от короля. Каждая
из сторон может сделать одну рокировку в течение партии. Смысл рокировки в том, что
она позволяет одним ходом значительно изменить позицию короля (переместив его в
менее опасное место), одновременно выводя на центральные вертикали сильную фигуру –
ладью.
Эндшпиль (от нем. Endspiel – «конец игры») – заключительная часть шахматной или
шашечной партии.
Дебют – начало шахматной партии.
Миттельшпиль (от нем. Mittelspiel – «середина игры») – следующая за дебютом
стадия шахматной партии, в которой, как правило, развиваются основные события в
шахматной борьбе – атака и защита, позиционное маневрирование, комбинации и жертвы.
Характеризуется большим количеством фигур и разнообразием планов игры. Иногда
шахматная партия минует эту стадию игры и сразу переходит в эндшпиль.
Шахматная нотация (от лат. рассчитан на детей младшего и среднего школьного
возраста 7-12 лет, не имеющих notation – записывание, обозначение) – система условных
обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур.
Шахматная композиция – создание («составление») шахматных задач и этюдов.
Базируется на средствах и правилах практической игры и представляет собой
независимую форму шахматного творчества. Она раскрывает красоту шахматных
комбинаций, постоянно развивающуюся и привлекающую всё новых любителей шахмат.
40