Образовательная-Программа-25

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 7CD17604EB4AD07CCF5090480049D1C7
Владелец: Кинцель Елена Владимировна
Действителен: с 12.12.2023 до 06.03.2025

Паспорт программы

Полное название
учреждения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Детско –юношеская спортивная
школа»
МБОУ ДО «ДЮСШ»

Сокращенное
название учреждения
Адрес школы
Юридический адрес: 636760, Томская область, Александровский
район, с. Александровское, ул. Сибирская д.13а стр.3
Почтовый адрес: 636760, Томская область, Александровский район, с.
Александровское, ул. Сибирская д.13а стр.3
Телефон/факс:
8(38255)
2-63-75,
E-mail: mboudodussh@aleksandr.gov70.ru
Учредитель
Администрация Александровского района Томской области
Адрес: Александровский район, с. Александровское, ул. Ленина, 8.
Тел. /факс: 8(38255) 2-44-05. Электронная почта: alsadm@tomsk.gov.ru
Официальный сайт: www.als.tomskinvest.ru
Отдел образования Администрации Александровского района
Адрес: 636760, Томская область, Александровский район, с.
Александровское, пер. Школьный, 1 Тел/факс: 38(255)2-53-00
Электронная почта: http://rooalex.tomedu.ru/obrashheniniya-grazhdan/
Ф.И.О.
Кинцель Елена Владимировна
руководителя ОУ
e-mail школы
temernik6@mail.ru
Сайт
www.дюсш6.рф
Номер лицензии
от 10.03.2023 № № Л035-01276-61/00202473, выдана министерством
Выписка из реестра
общего и профессионального образования Ростовской области.
лицензий
Наименование
Образовательная программа муниципального бюджетного
Программы
образовательного учреждения дополнительного образования «Детско
–юношеская спортивная школа»
Основные
Кинцель Е.В. директор МБОУ ДО «ДЮСШ»
разработчики
Панченко Т.О. методист МБОУ ДО «ДЮСШ»
Программы
Правовое
Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное
положение
имущество, осуществляет операции с поступающими ему в
Учреждения
соответствии с законодательством Российской Федерации
средствами через лицевые счета Учреждение имеет печать со своим
официальным наименованием, штампы и бланки, необходимые для
осуществления деятельности.
Численность
Численный состав обучающихся по реализуемым программам 486
обучающихся
человек в возрасте от 5 до 18 лет
Программное
обеспечение

В
МБОУ
ДО
«ДЮСШ»
реализуются
дополнительные
общеобразовательные общеразвивающие программы по видам
спорта: футбол, волейбол, баскетбол, ОФП, лыжные гонки,
полиатлон, армреслинг, гиревой спорт, настольный теннис, пулевая
стрельба, баскетбол 3х3, хоккей.

Контроль над
Мониторинг результативности реализации этапов Программы, с
исполнением
предоставлением его на Тренерском (педагогическом) Совете
Программы
Финансирование
Источники финансирования Программы: муниципальный бюджет.
Программы
Форма получения образования - очная.
Образование осуществляется на русском языке.
Понятия, используемые в настоящей программе:
Дополнительное образование - это вид образования, который направлен на
всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном,
духовнонравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не
сопровождается повышением уровня образования (273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 14).
Организация дополнительного образования - образовательная организация,
осуществляющая в качестве основной ее деятельности образовательную деятельность по
дополнительным образовательным программам спортивной подготовки (273-ФЗ, гл. 3, ст. 23,
п. 3.1).
Образовательная программа организации дополнительного образования
образовательная программа, разрабатываемая и утверждаемая организацией дополнительного
образования (273- ФЗ, на основе гл. 2, ст. 22, п. 5).
Учебный план - документ, который определяет перечень, последовательность и
распределение по годам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим
Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся (273-ФЗ, гл. 1, ст. 2,
п. 22). 4
Календарный учебный график - документ, регламентирующий общие требования к
организации образовательного процесса в учебном году (продолжительность учебного года,
каникулярного времени и летнего оздоровительного периода (при необходимости), режим
работы, регламентирование образовательного процесса на неделю и пр.).
РАЗДЕЛ
1.
СОДЕРЖАНИЕ
И
ОБЪЕМ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

Детско-юношеская спортивная школа (далее ДЮСШ) - учреждение дополнительного
образования, основной деятельностью которого является физическая и спортивная подготовка
детей и подростков.
Основные направления социального заказа, сформированные перед ДЮСШ: исходя из
потребностей жителей Александровского района в занятиях физической культурой и
спортом, с учѐтом местных условий и участие ДЮСШ в районных, областных,
всероссийских в сфере организации спортивно-массовой деятельности; оказание ДЮСШ
методической помощи и помощи в организации спортивно-массовой работы на территории
Александровского района; занятость досуговой деятельности детей; укрепление здоровья
населения; подготовку в учебные заведения физкультурно-спортивной направленности.
Высокое качество образования, его доступность, открытость, привлекательность для
обучающихся и их родителей (законных представителей), развитие творческих и спортивных
способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом,
интеллектуальном и нравственном совершенствовании обеспечиваются созданием в
учреждении комфортной, развивающей образовательной среды, включающей:

- организацию соревновательной деятельности обучающихся путем проведения
спортивно-массовых и физкультурно-массовых мероприятий;
- использование в образовательном процессе современных образовательных
технологий, основанных на лучших достижениях мирового опыта и отечественного
образования в области физической культуры и спорта;
- построение содержания образовательной программы в области физической культуры
и спорта с учетом индивидуального развития детей;
- эффективное управление образовательным учреждением.
Приоритетные направления, цели и задачи образовательной деятельности:
Приоритеты: вовлечение детей и молодежи в систематические занятия физической
культурой и спортом.
Образовательный процесс ориентирован на развитие мотивации личности к
удовлетворению физкультурно-оздоровительных и спортивных потребностей, реализацию
программ и услуг по физическому воспитанию.
Основной целью деятельности Учреждения является: реализация дополнительных
общеразвивающих программ по видам спорта.
ДЮСШ осуществляет образовательную деятельность физкультурно – спортивной
направленности, работает по дополнительным общеобразовательным программам, а именно
дополнительным общеразвивающим программам по видам спорта.
Спортивная школа осуществляет физкультурно-оздоровительную и воспитательную
работу среди детей и подростков, направленную на укрепление их здоровья и всестороннее
физическое развитие. Важно, что ДЮСШ привлекает учащихся к систематическим занятиям
физической культурой и спортом, оказывает всестороннюю помощь образовательным
учреждениям в организации методической и массовой физкультурно-оздоровительной и
спортивной работы. В процессе систематических занятий ДЮСШ выявляет способных детей
и подростков для привлечения их к специализированным занятиям спортом.
Принимая во внимание всё выше сказанное, ДЮСШ определила главное направление
своей работы на предстоящий период, как обеспечение системного подхода к развитию и
саморазвитию личности в процессе образовательно-воспитательной деятельности учреждения
дополнительного образования детей.
Цели и задачи реализации дополнительных общеразвивающих программ:
• формирование гармонично развитой личности, ее мировоззрения, способности к
самообразованию, самоопределению, самореализации и адаптации в постоянно
изменяющихся условиях;
• обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на получение
дополнительного образования;
• создание условий для адаптации детей к жизни в обществе;
• удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном,
нравственном, духовном и физическом развитии;
• организация содержательного досуга, проведение массовых мероприятий в
соответствии с направленностями дополнительного образования;
• обеспечение повышения уровня обшей и специальной физической подготовленности
в соответствии с требованиями программ по видам спорта;
• формирования здорового образа жизни, укрепление здоровья.

• привлечение максимально возможное число детей дошкольного и младшего
школьного возраста к занятиям спортом, формирование у них устойчивого интереса,
мотивации к систематическим занятиям спортом и к здоровому образу жизни.
• физическое воспитание личности, выявление одаренных детей.
Ожидаемыми результатами обучения в ДЮСШ и способы их проверки являются:
- привлечение к занятиям физической культурой и спортом детей и подростков
до 85% от набора по муниципальному заданию. Показателем ожидаемого результата
будет являться сохранность численности обучающихся (на основе анализа
формирования и сохранности групп).
- динамика спортивных личных достижений в выбранном виде. Показателем
ожидаемого результата будет являться: выполнение контрольных нормативов 85 %
обучающихся;
- участие в спортивно-массовых мероприятиях – не менее 70 % обучающихся (на
основе отчета об активном участии групп в спортивно- массовой работе).
- участие воспитанников в соревнованиях районного и областного уровня.
Показателем ожидаемого результата будут являться занятые места в соревнованиях
(на основе анализа протоколов соревнований).
Основными механизмами стимулирования активности обучающихся ДЮСШ
являются: выполнение установленных нормативов и присвоение спортивный разрядов;
награждение победителей, активных участников дипломами, грамотами, ценными
подарками от ДЮСШ и районных структур; популяризация видов спорта, спортивных
достижений, спортсменов и тренеров - преподавателей через средства массовой
информации различного уровня.
В настоящее время наблюдается интерес подрастающего поколения к различным
видам спорта. В тоже время, государственными организациями, ответственными за
здоровье нации, отмечается значительное снижение уровня физической и психической
подготовленности подрастающего поколения к полноценной жизни.
Актуальность образовательной программы в том, что она направлена не только на
получение детьми образовательных знаний, умений и навыков, а на организацию
содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворение потребности детей в
активных формах познавательной деятельности и двигательной активности.
Раздел 2. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ ОПРЕДЕЛЯЕТ
• цели и задачи деятельности спортивной школы,
• режим учебно-тренировочной работы;
• учебный план и годовые планы–графики распределения учебных часов,
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных
задач
- оздоровительные - укрепление здоровья, формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни;
- образовательные - получение знаний, умений, навыков в области физической
культуры и спорта;
- воспитательные - формирование навыков адаптации к жизни в обществе,
профессиональной ориентации, удовлетворение потребностей в двигательной активности.
-

Принципы и подходы к формированию реализуемых дополнительных
общеобразовательных программ по видам спорта:
Деятельность Учреждения основывается на принципах демократии, гуманизма,
общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека,
гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера
образования, доступности занятий физической культурой и спортом, непрерывности и
преемственности процесса физического воспитания и образования.
Содержание дополнительных общеразвивающих программам в области физической
культуры и спорта определяется в соответствии с законодательством об образовании. На
спортивно-оздоровительный этап не распространяются требования федеральных стандартов
спортивной подготовки.
Методологической основой реализуемых программ является системно-деятельностный
подход, который предполагает:
- формирование у
обучающихся
стремления к ЗОЖ и систематическим
занятиям спортом;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных,
психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
Так как, программы формируются на основе системно-деятельностного подхода, в связи
с чем личностное, социальное, познавательное развитие обучающихся определяется
характером организации их деятельности, в первую очередь учебно-тренировочной, а
процесс функционирования ДЮСШ рассматривается как совокупность следующих
взаимосвязанных компонентов: цели образования; содержания образования; форм, методов,
средств реализации этого содержания (технологии преподавания, освоения, обучения);
субъектов системы образования (педагогов, обучающихся, их родителей (законных
представителей); материальной базы как средства системы образования, в том числе с
учетом принципа преемственности этапов обучения, который может быть реализован как
через содержание, так и через формы, средства, технологии, методы и приемы работы.
Осуществление принципа индивидуально-дифференцированного подхода позволяет
создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого
обучающегося.
Образовательная программа формируется с учетом принципа демократизации, который
обеспечивает формирование и развитие демократической культуры всех участников
образовательных отношений на основе сотрудничества, сотворчества, личной
ответственности в том числе через развитие органов государственно-общественного
управления образовательной организацией.
Образовательная программа формируется с учетом индивидуальных особенностей,
потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей).

-

-

Приоритетные направления образовательной программы:
массовое вовлечение детей, подростков, взрослых к систематическим занятиям
спортом;
выявление в процессе систематических занятий способных детей и подготовка из них
спортсменов высокой квалификации;
развитие культуры здорового образа жизни, организация досуга детей и взрослых,
профилактика наркомании и детской преступности; - создание условий для
педагогического творчества;
демократизация учебно-тренировочного, воспитательного процессов;

-

повышение влияния ДЮСШ на социализацию и самоопределение личности
школьника, его адаптивность к условиям жизни.

Учебный план
Учебный план является одним из основных документов, предназначенных для
планирования и организации образовательного процесса, определяющий направленность и
содержание образовательного процесса. Учебный план определяет объем учебной нагрузки
и ее распределение по уровням сложности и годам обучения.
ДЮСШ разрабатывает учебный план в соответствии и с учетом основных положений
и требований: Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации", Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022
г. № 678-р, Федерального проекта «Успех каждого ребенка», протокол заседания проектного
комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 года № 3,
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи"", Устава МБОУ ДО ДЮСШ.
Учебный план направлен на достижение основных целей МБОУ ДО «ДЮСШ» –
создание оптимальных условий для развития детско-юношеского спорта, повышения уровня
физической подготовленности и спортивных результатов обучающихся с учетом
индивидуальных особенностей, воспитания их морально-этических и нравственно-волевых
качеств. Основным условием для достижения целей МБОУ ДО «ДЮСШ» является
включение каждого ребенка на каждом занятии в деятельность с учетом его
индивидуальных особенностей, возможностей и способностей, которая обеспечивается
решением специфических задач на каждом этапе обучения. При разработке учебного плана
соблюдается принцип преемственности между этапами обучения, учитываются
материально-технические условия, региональные условия, кадровое обеспечение, календарь
областных и районных соревнований по видам спорта. С 2023-2024 учебного года
учреждение полностью перешло на реализацию дополнительных общеразвивающих
программ. Программы разработаны в соответствии и с учетом основных положений и
требований нормативно-правовых актов и законодательства в сфере образования и
физической культуры и спорта, соответствуют Федеральным государственным требованиям
к
минимуму
содержания,
структуре,
условиям
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта и к срокам
обучения по таким программам. Дополнительные общеобразовательные программы
(общеразвивающие с элементами видов спорта) направлены на спортивно-оздоровительную
деятельность обучающихся от 5 лет и без ограничения возрастного порога при условии
наличия разрешительного медицинского документа.
Допускается проведение тренировочных занятий одновременно с обучающимися из
разных групп, если соблюдаются следующие условия:
- разница в уровне подготовки обучающихся не превышает двух спортивных разрядов;
- не превышена единовременная пропускная способность спортивного сооружения;
- не превышен максимальный состав объединенной группы.

Перечень программ и объем учебного времени на 2024-2025 учебный год
Учебный план МБОУ ДО «ДЮСШ» на 2024-2025 учебный год предусматривает
реализацию
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
физкультурно-спортивной направленности.
Общеразвивающие Программы принимаются ежегодно на заседании тренерского
(педагогического) совета, и утверждаются приказом директором учреждения.
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13
14

Наименование
Баскетбол
Волейбол
Настольный теннис
Армреслинг
Лыжные гонки
Пауэрлифтинг
Футбол
Полиатлон
Общефизическая подготовка
Баскетбол 3х3
Гиревой спорт
Стрельба из пневматической винтовки
Легкая атлетика
Хоккей с шайбой

Программа
Общеразвивающая программа
Общеразвивающая программа
Общеразвивающая программа
Общеразвивающая программа
Общеразвивающая программа
Общеразвивающая программа
Общеразвивающая программа
Общеразвивающая программа
Общеразвивающая программа
Общеразвивающая программа
Общеразвивающая программа
Общеразвивающая программа
Общеразвивающая программа
Общеразвивающая программа

Структура учебного плана позволяет определить все составляющие образовательной
деятельности: направленность, название дополнительных общеобразовательных программ,
количество учебных часов, число групп и часов по годам обучения, сроки реализации
программ, год обучения, часовую нагрузку на каждую учебную группу. Образовательный
процесс организуется в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях
по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных
категорий.
Наименование
отделения

Этап
подготовк
и

Кол-во
групп

Год
обуче
ния

ПФДО
/Муницип
альное
задание

Недельны
й объем
учебнотренирово
чной
работы на
отделение

Недельны
й объем
учебнотренирово
чной
работы на
группу

Годовой
объем
учебнотренирово
чной
работы в
часах на
одну
группу /
на все

1
Волейбол

2
СОГ

3
4

5
1

6

7

Муниципа
льное
задание

24

8
6

9
216

Итого

5

Баскетбол

СОГ

3

Итого

3

216/864
1

Муниципа
льное
задание

18

6

216
216/648

СОГ

6

Итого
СОГ

6
3

Полиатлон

Итого
СОГ

3
1

Армрестлинг

Итого
СОГ

1
1

Итого

1

СОГ

1

Итого
СОГ

1

1

Итого

1

Общая
физическая
подготовка

СОГ

4

СОГ -1
Итого

1
6

Баскетбол
3х3

СОГ

1

Итого
СОГ

1
1

Итого

1

СОГ

1

Итого
СОГ

1
1

Итого

1

Футбол
Лыжные
гонки

Пауэрлифти
нг
Гиревой
спорт

Пулевая
стрельба

Настольный
теннис
Волейбол

1

1

Муниципа
льное
задание
Муниципа
льное
задание

1

Персониф
ицированн
ое
финансир
ование

1

Муниципа
льное
задание

36

18

6

6

6

216

6

216/1296
216

6

216/648
216

6

216/216
216
216/216

1

1

Муниципа
льное
задание
Муниципа
льное
задание

6

6

6

216

6

216/216
216

216/216
Муниципа
льное
задание

Муниципа
льное
задание
Муниципа
льное
задание

24

6

216

4

4

6

6

144
216/864
144/144
216

6

216/216
216

6

216/216
Муниципа
льное
задание
Персониф
ицированн
ое
финансир
ование

6

6

6

216

6

216/216
216

216/216

Хоккей с
шайбой
Легкая
атлетика

ИТОГО

СОГ

1

Итого
СОГ

1
1

Итого

1

Муниципа
льное
задание
Муниципа
льное
задание

6

6

6

216

6

216/216
216
216/216

184
РАЗДЕЛ 3. ВОСПИТАНИЕ

Цели, задачи, целевые ориентиры
Проблемы воспитания всегда были одним из основных объектов внимания
педагогического коллектива школы.
Основная цель воспитательной деятельности ОУ – это создание условий для развития
внутреннего потенциала ребенка его личности, самоопределение и социализация детей на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению; взаимного уважения; бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде
(Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.
2, п. 2).
Задачами воспитательной работы ОУ являются:
- усвоение воспитанниками знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формировании и
развитии личностных отношений к этим нормам, ценностям через преемственность
спортивных традиций, изучения истории российского спорта, биографии и достижений
спортсменов;
- формирование и развитие личностных отношений к занятиям физической культурой и
спортом, соблюдения тренировочного режима, уважения к тренеру-наставнику и коллективу
(команде);
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного
опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения
полученных знаний в спортивной и повседневной жизни.
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
- сознание ценности жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в
сохранении и укреплении здоровья (своего и других людей), соблюдение правил личной и
общественной безопасности, в том, числе в информационной среде;
- установки на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность), на физическое совершенствование с
учетом своих возможностей и здоровья;
- установки на соблюдение и пропаганду здорового образа жизни, сознательное неприятие
вредных привычек (курение, зависимости от алкоголя, наркотиков и др.), понимание их вреда;

- формирование готовности к защите Отечества, способности отстаивать суверенитет и
достоинство народа России, Российского государства, сохранять и защищать историческую
правду
- формирование интереса к спортивным достижениям и традициям, к истории российского
и мирового спорта и спортивных достижений; стремления к командному взаимодействию, к
общей победе.
Воспитательную работу нельзя выделить как отдельный, относительно обособленный от
других видов профессиональной деятельности тренера-преподавателя процесс. Вся
деятельность тренера-преподавателя и в ходе тренировочных занятий, и при совместном с
обучающимися проведении досуга, и на соревнованиях - это все есть воспитательная работа.
Формы и методы воспитания
Тем не менее, эффективность воспитательной работы во многом зависит от тщательного
выбора методов, средств и форм ее реализации в процессе многолетней подготовки
спортсменов. При этом тренеры-преподаватели учитывают, что воспитательная работа всегда
носит конкретный характер. Формы, которые действенны в работе с юными спортсменами 78-летнего возраста, могут оказаться неэффективными в работе с 12-13-летними подростками и
будут просто нелепы по отношению к 15-16-летним юниорам. Педагогические формы
воздействия, которые можно рекомендовать при работе с девушками, могут не подойти для
юношей. Воздействия, которые могут эффективно использоваться в подготовительном
периоде годичного цикла подготовки, неприемлемы перед ответственными стартами и т.д.
Методы воспитания юных спортсменов основаны на общих педагогических положениях
и в то же время отражают специфику воспитательной работы тренера. Они делятся на
следующие группы:
•

формирование нравственного сознания (нравственное просвещение);

•

формирование общественного поведения;

•
•
•

использование положительного примера;
стимулирование положительных действий (поощрение);
предупреждение и осуждение отрицательных действий (наказание).
Формирование нравственного сознания по преимуществу связано с методами словесного
воздействия на личность. Используемые тренером-преподавателем рассказ, беседа, диспут
раскрывают сущность норм морали, спортивной этики, труда, учения, здорового образа
жизни. При всем значении словесных методов следует учитывать, что наибольшие
возможности для усвоения основных нравственных категорий заложены в самой учебнотренировочной деятельности спортсмена. Важное место принадлежит обретению
нравственных привычек, которые формируются, прежде всего, на основе потребности
поступать при любых обстоятельствах так, а не иначе. Состав нравственных привычек
многообразен. Их разделяют на индивидуальные (например, привычка ежедневно делать
утреннюю разминку, гигиенические процедуры и др.) и социальные (отношение к товарищам
по команде, вежливость и т.д.).
Формирование нравственных привычек требует ежедневного упражнения в их
применении. Необходима опора на положительный пример. Юный спортсмен должен видеть,
что от него требуют, и как эта привычка реализуется в поведении, как она должна быть им
усвоена. Тренеру-преподавателю следует соблюдать ко всем обучающимся единые
требования в различных условиях спортивной деятельности. Итогом воспитательной работы
является преобразование нравственных понятий в жизненную позицию личности спортсмена,

в нравственные убеждения. Эффективность процесса нравственного воспитания должна
оцениваться степенью слияния понимания нравственных норм с поведением спортсмена.
Процесс формирования нравственного поведения и привычек часто связан с
необходимостью использования методов педагогической коррекции (поощрения и наказания).
Основное педагогическое значение этих методов заключается в том, что в одном случае они
закрепляют нравственно-ценный поступок (поощрение), в другом - тормозят негативные
поступки, вызывая чувство стыда, неудовлетворенности своим поведением, дискомфорта
пребывания в коллективе (наказание). Поощрять нужно не столько за конечный результат, к
которому стремится обучающийся на тренировочных занятиях или соревнованиях, сколько за
усилия и трудолюбие, которые были проявлены на пути к достижению этого результата.
В целях повышения эффективности воспитания тренер-преподаватель организовывает
тренировочный процесс, чтобы перед юными спортсменами постоянно ставились реальные
задачи физического и интеллектуального совершенствования. Характер задач, средства и
методы подготовки должны строго соответствовать возрасту юных спортсменов и этапу
многолетней подготовки. Отрицательно сказывается на эффективности воспитательной
работы недостаточная вариативность средств и методов педагогического воздействия.
Ведущее место в формировании нравственного сознания обучающихся принадлежит
методам убеждения. Убеждение во всех случаях должно быть доказательным, нужны
тщательно подобранные аналогии, сравнения, примеры. Формулировку общих принципов
поведения надо подкреплять ссылками на конкретные данные, на опыт самого
занимающегося.
Эффективность воздействия методов зависит от авторитета тренера-преподавателя.
Тренерпреподаватель должен предусмотреть возможную реакцию коллектива спортивной
группы, степень и формы применения коррекции поведения. Реакция, поддерживающая или
отвергающая, либо усилит педагогическое воздействие метода, либо сведет его на «нет».
Единство авторитета тренера-преподавателя и авторитета коллектива - важное условие
эффективности применения методов педагогической коррекции поведения. Только при этом
условии они будут побуждать к нравственным поступкам, способствовать развитию
коллективного мнения и авторитета спортивного коллектива.
Условия воспитания, анализ результатов
Наличие постоянных контактов, многообразие и эмоциональность взаимоотношений в
коллективе открывают перед тренером-преподавателем большие возможности для
формирования необходимых качеств личности спортсмена. Такие ситуации содержатся,
например, в условиях соперничества, требующего соблюдения правил, норм спортивной
этики, уважения к сопернику, или в условиях тренировочных занятий, требующих от
спортсменов совместных усилий для эффективного решения поставленных тренеромпреподавателем задач.
Важный фактор формирования спортивного коллектива - поддержание традиций
коллектива. Положительный воспитательный эффект имеют коллективные мероприятия:
посвящение в члены спортивной школы, торжественное начало и окончание спортивного
сезона, празднование дней рождения, чествование победителей соревнований и др. Если
новичок пришел в коллектив с устоявшимися традициями, правилами поведения, нормами
этики, он должен принять эти нормы, чтобы стать членом коллектива.
Для оценки используются общепринятые методы: наблюдение, беседы, опрос
тренеров-преподавателей, врачей, спортсменов, родителей спортсменов, анализ
практических дел и поступков спортсменов, их педагогов, всего коллектива, оценка
состояния дисциплины и др.

Состояние организуемой в образовательном учреждении совместной деятельности
детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в
ДЮСШ интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по методической работе, старшими
тренерами отделений и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью ДЮСШ.
Способами получения информации о состоянии организуемой в организации совместной
деятельности детей и взрослых могут быть беседы с обучающимися и их родителями,
педагогами при необходимости - их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются
на заседании методических объединений или педагогическом совете.
Особенности построения учебно-воспитательного процесса
Образовательное учреждение деятельность, которого направлена на развитие массового
спорта, ставит перед собой задачи на спортивно - оздоровительном этапе: наибольший
обхват занятиями всех возрастных групп учащихся, укрепление здоровья учащихся,
положительная динамика роста индивидуальных показателей развития физических
качеств занимающихся, освоение теоретических основ физической культуры,
приобретение опыта участия в соревнованиях.
Воспитательная работа в школе строится исходя из того, что воспитание – есть
управление процессом развития личности. Гуманизации образования предполагает
реализацию воспитательных задач на каждом занятии, создание воспитательной среды,
создание воспитывающей среды вне занятий, построение воспитательной работы,
нацеленной на духовное развитие каждого ученика.
Важнейшим аспектом
воспитательной системы является максимальное снижение негативного влияния социума
на личность занимающихся и использование всех позитивных возможностей для
многогранного развития личности.
Анализ позитивных изменений, происходящих в нашем обществе, позволяет
выделить наличие нового социального заказа общества к образованию и, в частности, к
дополнительному.
От образования зависит действенность и результативность всех социально –
экономических и духовных процессов выживания российского общества, этим
определяется его общая цель – возрождение физически здорового, интеллектуального,
духовного и творческого потенциала нации, воспитание свободных граждан с развитыми
интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством личной
ответственности и моральности, способных к продуктивной преобразовательной
деятельности и жизнетворчеству.
В силу своей специфики спортивная деятельность обладает огромным
воспитательным потенциалом в развитии таких мировоззренческих оснований личности,
как уважение к государственной символике Российской Федерации (флаг, герб, гимн),
таким понятиям, как Отечество, честь, достоинство. В процессе государственнопатриотического воспитания создаются условия для развития различных качеств
личности гражданина и прежде всего уважения и преданности идеалам Отечества и
патриотизма. В процессе воспитательной работы предполагается приобщение
спортсменов к отечественной истории, традициям, культурным ценностям, достижениям
российского спорта.
Государственно-патриотическое
воспитание
ориентирует
личность
на
формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному
проявлению, как в спорте, так и в различных сферах жизни общества.
Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование твердых
моральных убеждений, нравственных чувств и навыков поведения человека. Наряду с
семьей и общеобразовательной школой важную роль в этом процессе играет
непосредственно спортивная деятельность. Нравственность и духовность как стержневые

качества человека требуют усвоения системы нравственных знаний, понятий, являющихся
предпосылкой осознания обучающимися своих обязанностей и привычек поведения.
Реализация этих предпосылок составляет одну из важнейших задач тренерапреподавателя и всего педагогического коллектива спортивной школы. Спортивноэтическое и правовое воспитание. Одной из важных задач, решаемых в процессе
воспитательной работы, является освоение норм и правил поведения, предусматриваемых
спортивной этикой. Спортивно-этическое воспитание в занятиях с юными спортсменами
осуществляется непосредственно в спортивной деятельности. Поведение спортсмена
ориентируется на конкретные этические нормы, реализуемые как в условиях избранного
вида спорта, так и спортивного движения в целом.
Приверженность нормам спортивной этики побуждает спортсмена к честной
спортивной борьбе, исключая возможность использования допингов. Спортивноэтические нормы предписывают спортсмену следовать общим социально-правовым
нормам общества. Спортивноэтическое и правовое воспитание неразрывно связано с
гуманистической моралью, культурой межличностных отношений. Усвоение
спортсменом социально-правовых норм является основой для уважительного отношения к
соперникам и товарищам по команде независимо от их национальности и
вероисповедания.
РАЗДЕЛ 4. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Организация тренировочного процесса, организационно-методические указания.
Основными формами учебно-воспитательного процесса являются групповые
тренировочные занятия, индивидуальные тренировочные занятия, участие в соревнованиях
или иных мероприятиях. Тренировочные занятия являются основным элементом
образовательного процесса, строятся на доступном для обучающихся уровне, с реализацией
индивидуального подхода, на основе знаний, способностей, потребностей обучающихся.
Содержание деятельности в тренировочной группе определяется тренером-преподавателем с
учетом дополнительных общеобразовательных программ и учебных планов. При выборе
средств и методов обучения тренеры-преподаватели отдают предпочтение развивающим
методикам, учитывают индивидуальные особенности обучающихся, формируют устойчивые
интересы и навыки самостоятельной работы. Часовая нагрузка распределяется согласно
дополнительным общеобразовательным программам с учетом возраста обучающихся, и
дифференцированного подхода к каждому обучающемуся. Уровень недельной учебной
нагрузки не превышает предельно допустимого. Продолжительность одного учебного занятия
не
может
превышать
на
спортивно-оздоровительном
этапе
(дополнительные
общеразвивающие программы) – 2 академических часов.
Спортивно-оздоровительный этап (дополнительные общеразвивающие программы с
элементами видов спорта направлен):
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в занятиях физической
культурой и спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья
обучающихся;
- формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;
- выявление и поддержка обучающихся, проявивших выдающиеся способности в области
физической культуры и спорта.
Минимальная наполняемость групп: индивидуальные виды спорта - 10 человек,
командные виды спорта – 12 человек.

Продолжительность учебного года составляет 36 недель. Школа организует работу с
детьми в возрасте от 5 до 18 лет.
Для обучающихся в возрасте до 8 лет, разрешается устанавливать академический час
равный 30 минутам.
Занятия начинаются не ранее 09.00 часов утра и заканчиваются не позднее 20.00 часов.
Для обучающихся в возрасте 16-18 лет допускается окончание занятий в 21.00 (Постановления
Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи""). В
воскресные дни, кроме (или в место) основных занятий по расписанию, проводятся
контрольные тренировочные занятия, соревнования, организуются выездные соревнования,
воспитательнообразовательные мероприятия.
Занятия обучающихся в период школьных каникул проводятся в соответствии с
утвержденным расписанием, планом работы МБОУ ДО «ДЮСШ» на период каникул в
форме тренировочных занятий, физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых,
досуговых мероприятий, участие в тренировочных сборах, отдыха в спортивном
оздоровительном лагере дневного пребывания детей.
Спортивная школа организует работу с обучающимися в течение всего календарного
года. Образовательный процесс осуществляется в соответствии с образовательной
программой, расписанием учебнотренировочных занятий, учебным планом, рассчитанным на
36 учебных недель в году. В каникулярное время может функционировать спортивнооздоровительный лагерь.
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые
учебнотренировочные и теоретические занятия, участие в соревнованиях, матчевых
встречах, инструкторская и судейская практика обучающихся.
Расписание учебно-тренировочных занятий составляется администрацией спортивной
школы по представлению тренера-преподавателя в целях установления более
благоприятного режима учебно-тренировочных занятий, отдыха обучающихся, обучения их
в общеобразовательных и других учреждениях.
Штатное расписание спортивной школы определяется самостоятельно в зависимости от
целей и задач, финансовых возможностей, с учетом квалификации работников.
Основные термины и понятия
Биологический возраст - степень соответствия развития организма, его отдельных систем
и звеньев, соответствующей усредненной норме признаков лиц одинакового паспортного
возраста.
Пубертатный период - период полового созревания человека, охватывает возрастной
диапазон от 9 до 17 лет, к концу которого организм достигает половой, физической и
психической зрелости.
Сенситивный период - период возрастного развития, в котором происходит наиболее
интенсивный естественный прирост отдельных двигательных способностей и в котором
можно ожидать наибольшего прироста данного физического качества в ответ на
тренировочную нагрузку.
Общая физическая подготовка (ОФП) - процесс развития двигательных способностей,
не специфических для избранного вида мышечной деятельности, но косвенно влияющих на
успех в спорте. ОФП направлена на укрепление здоровья, повышение уровня развития
физических качеств и функциональных возможностей органов и систем организма.
Специальная физическая подготовка (СФП) - процесс развития двигательных
способностей, отвечающих специфическим требованиям соревновательной деятельности в
избранном виде спорта.
Подразделение на ОФП и СФП несколько условно, с ростом спортивной квалификации
углубляется спортивная специализация и некоторые упражнения из категории СФП переходят

в ОФП. В связи с этим специалисты выделяют раздел подготовки, занимающий
промежуточное положение между ОФП и СФП - вспомогательная подготовка.
Специальная техническая подготовка (СТП) - процесс обучения спортсмена основам
техники двигательных действий и совершенствования избранных форм спортивной техники,
а также развития необходимых для этого двигательных способностей.
Теоретическая подготовка
Целью теоретической подготовки является овладение минимумом знаний, необходимым
для понимания сущности спорта и его социальной роли. В соответствующей возрасту форме
обучающиеся должны ознакомиться с основными закономерностями спортивной
тренировки, влиянием физических упражнений на организм. Одним из важнейших
направлений теоретических занятий является воспитание чувства патриотизма, любви к
своей Родине и гордости за нее, формирование спортивного образа жизни.
Теоретическая подготовка в спортивно-оздоровительных группах и группах
начальной подготовки проводится в виде коротких сообщений, объяснений, рассказов и
бесед в начале учебно-тренировочного занятия или в форме объяснений во время отдыха.
Кроме того, проводятся специальные занятия для теоретической подготовки в форме
коротких лекций, семинаров или методических занятий. Степень усвоения теоретикометодических знаний существенно повышается за счет использования учебных кино- и
видеофильмов, мультимедийных пособий, рисунков, плакатов и т.д.
При проведении теоретической подготовки следует учитывать возраст обучающихся
и излагать материал в доступной им форме. В ходе теоретических занятий и бесед следует
рекомендовать литературу для чтения по истории развития избранного вида спорта,
воспоминания известных спортсменов, пособия по обучению и начальной тренировке по
избранному виду спорта, спортивные журналы и энциклопедии для детей и т.п. Весьма
полезен коллективный просмотр и обсуждение телевизионных передач и статей в
периодических изданиях на спортивную тематику. Полезно обучать занимающихся, получая
спортивную информацию с помощью современных мультимедийных пособий и источников
в Интернете.
Система мониторинговых исследований. Анализ результатов в ДЮСШ.
Образовательная программа ОУ принимается как нормативно-управленческий документ
образовательного учреждения. В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание
проведенных педагогических действий с целью обеспечения обратной связи и осведомления о
соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным
целям.
Рассмотрение мониторинга как самостоятельной функции управления образовательным
процессом носит условный характер и оказывается полезным в концептуальном и
операционном отношениях. В ОУ мониторинг тесным образом связан со всеми функциями и
стадиями управления, поэтому его существенные характеристики могут быть полно
рассмотрены только в соотнесении с другими звеньями процесса управления образованием.
В процессе образования воплощение основных целей мониторинга находит свое выражение в
психолого-педагогических и функциональных результатах, составляющих содержание
образовательного мониторинга. К психолого-педагогическим результатам относятся
новообразования в структуре знаний, учебных навыков, поведении, направленности личности,
в системе ее отношений. К функциональным результатам относятся различные способы
педагогического воздействия, назначение которых состоит в управлении деятельностью
обучающихся.
ДЮСШ производит анализ результатов, обучающихся в форме тестирования нормативов по
ОФП (октябрь, апрель), а так же, по результатам выступления на соревнованиях (протоколы) и
посещаемости занятий (отчеты тренеров - преподавателей, проверки работы групп). Анализ

результатов выступления проводиться в декабре и июне месяце. Контроль и анализ
посещаемости занятий проводиться в течение учебного года.
Образовательный мониторинг – целевое, системное наблюдение за качеством
образования в системе ОУ, позволяющее отслеживать ход реализации учебно-воспитательных
программ и уровень удовлетворения образовательных потребностей.
Качество образования – это характеристика образования, предполагающая следующие
составляющие:
качество реализации образовательного процесса через уровень мастерства педагога
и уровень достижений учащихся в образовательном процессе;
качество условий реализации образовательного процесса;
качество управления системой образования.
Таким образом, предметом мониторинга является качество образования.
Основными механизмами стимулирования активности обучающихся
ДЮСШ являются: выполнение установленных нормативов и присвоение спортивный
разрядов;
награждение победителей, активных участников дипломами, грамотами, ценными
подарками от ДЮСШ, районных, городских, областных, государственных структур;
популяризация видов спорта, спортивных достижений, спортсменов и тренеров преподавателей через средства массовой информации районного и областного уровня;
материальное поощрение педагогических работников.
В настоящее время наблюдается интерес подрастающего поколения к различным
видам спорта. В тоже время, государственными организациями, ответственными за
здоровье нации, отмечается значительное снижение уровня физической и психической
подготовленности подрастающего поколения к полноценной жизни.
Модернизация системы управления
Внедрение нового содержания образования, его новых технологий требует
совершенствования системы управления спортивной школой. В современных условиях
управление в спортивной школе - это прежде всего управление педагогической системой.
Цель совершенствования управления педагогической системой – формирование
оптимальной модели управления, в которой четко распределены и согласованы компетенции и
полномочия, функции и ответственность всех субъектов.
В целях дальнейшего развития самоуправления действует –родительский комитет.
В нашей школе полностью исключена «механическая» модель», которая подразумевала
сохранение управляемости за счет упорядочивания всех возможных отношений и подчинения
их определяемым целям за счет тотального контроля на всех уровнях и этапах управленческой
деятельности.
Процесс совершенствования заключается в формирование модели взаимной
ответственности в сфере спортивного образования, что привело к усилению роли всех
субъектов образовательной политики и их взаимодействию, позволило осуществлять контроль
только за конечными результатами работы, предоставив свободу в выборе путей их
достижения.
Процесс реализации правовых и управленческих решений обеспечивается нормативноправовой базой. Система внутришкольного управления отражена в структурнофункциональной модели, которая включает цели школы, уровни управления, совокупные
субъекты управления каждого уровня, содержание деятельности субъектов управления, их
взаимосвязи, критерии эффективности управленческого труда.
Деятельность администрации осуществляется преимущественно в сфере определения
экономической, социальной, технологической политики, а также стратегии системы и
функционирования учреждения.

Педагогический совет определяет и формулирует приоритетные направления
педагогической работы, изучение новейших достижений педагогической науки и возможность
применения их в нашей школе
Каждый из субъектов образовательного процесса имеет право влиять на
функционирование и развитие педагогической системы образования, а также нести долю
ответственности за выполнение своих социальных и образовательных функций. Все
отношения строятся на принципах демократизации, гуманизации и педагогики
сотрудничества.
Актуальность образовательной программы в том, что она направлена не только на
получение детьми образовательных знаний, умений и навыков, а на организацию
содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворение потребности детей в активных
формах познавательной деятельности и двигательной активности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».