1 СОДЕРЖАНИЕ 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3 2 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 5 3 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4 МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5 СИСТЕМА КОНТРОЛЯ 11 6 ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 2 6 12 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта по баскетболу» (далее - Программа) предназначена для организации обучения баскетболу детей в возрасте 7-18 лет в спортивно - оздоровительных группах. Программа направлена на физическое воспитание обучающихся, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте, приобщение их к регулярным занятиям баскетболом, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, выявление одаренных занимающихся. - Настоящая дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Полиатлон» (далее по тексту – «Образовательная программа») является адаптированной и составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами: Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р); - Приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». - СанПиН 2.4 3648-20 от 28.09.2020 № 28; - Устава МБОУ ДО «ДЮСШ»; - Локальные нормативные акты МБОУ ДО «ДЮСШ»; - Другие федеральные и региональные нормативные документы, регламентирующие образовательную деятельность учреждений дополнительного образования и детско-юношеских спортивных школ. Баскетбол — командная игра, в которой каждый игрок согласовывает свои действия с действиями партнеров. Различные функции игроков обязывают их постоянно взаимодействовать друг с другом для достижения общей цели. Эта особенность имеет важное значение для воспитания дружбы и товарищества, привычки подчинять свои действия интересам коллектива. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости бросков, чёткости передач и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы. Занятия баскетболом способствуют развитию и совершенствованию у обучающихся основных физических качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья. Игровая обстановка в баскетболе меняется быстро. Каждая атака создает новые игровые ситуации. Эти условия приучают баскетболистов постоянно следить за процессом игры, мгновенно оценивать обстановку, действовать инициативно, находчиво и быстро в любой игровой ситуации. Изменчивость условий осуществления игровых действий требует также проявления высокой самостоятельности. Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у 3 играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре. Эти особенности баскетбола создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом. Формируя на основе вышеперечисленного у обучаемых поведенческих установок, баскетбол, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма. Актуальность программы для современных детей, ведущих малоподвижный образ жизни, вовлечение их в различные секции, в условиях агрессивной информационной среды, формирует позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия, занятия в кружке, секции способствуют повышению самооценки, тренируясь в неформальной обстановке, в отличие от школы, где предъявляются строгие требования к дисциплине, ребёнок более раскрепощается, что раскрывает его скрытые возможности по формированию логического мышления. Направленность Программы: физкультурно - спортивная. Основными задачами программы являются следующие: 1. Содействие всестороннему физическому развитию организма обучающегося, укреплению здоровья, воспитанию навыков и привычек, соблюдения правил личной гигиены. 2. Формирование интереса, потребности к систематическим занятиям баскетболом. 3. Формирование навыков и привычек к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. 4. Развитие специальных физических качеств и способностей, необходимых при совершенствовании техники и тактики игры баскетбол. Возраст занимающихся: от 7 до 17 лет. Сроки реализации Программы: Продолжительность реализации программы составляет 1 год. Условия комплектования спортивно — оздоровительных групп: Максимальное Срок Возраст Кол-во Общий подготовки обучающихся занимающихся кол-во часов в объем неделю в группе, чел. подготовки (час). 1 год 7 – 18 10-15 6 4 216 Уровень спортивной подготовленности Прирост показателей ОФП 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В ходе освоения дополнительной общеразвивающей программы по баскетболу обучающиеся должны знать: - значение двигательной активности в укреплении здоровья; - спортивные звания и разряды; - развитие баскетбола в России и мире; - правила личной гигиены; - основы техники и тактики баскетбола; - правила организации и проведения соревнований; - технику перестроений при выполнении строевых упражнений; - упрощенные правила игр: волейбол, гандбол, футбол; - правильную технику выполнения легкоатлетических, гимнастических упражнений, применяемых на учебно-тренировочных занятиях; - правильную технику выполнения упражнений на развитие прыгучести; - правильную технику выполнения упражнений на развитие быстроты ответных действий; - правильную технику выполнения бросков с различных дистанций; - правильную технику выполнения упражнений для всех групп мышц, применяемых на учебнотренировочных занятиях; - основные технические приемы баскетбола; - позиции игроков при разных игровых ситуациях. В ходе освоения дополнительной общеразвивающей программы обучающиеся должны уметь: применять на практике основы массажа; грамотно планировать режим дня; планировать питание, подбирать витамины согласно своему возрасту и состоянию здоровья; применять правила личной гигиены на практике; пропогандировать здоровый образ жизни личным примером; коммуникабельно вести себя в коллективе; применять в игре правила баскетбола; правильно выполнять общеразвивающие упражнения; правильно выполнять упражнения на развитие физических качеств: силы, быстроты, ловкости, координации; правильно выполнять перестроения при выполнении строевых упражнений; правильно выполнять упражнения, развивающие быстроту ответных действий; правильно выполнять упражнения для развития прыгучести; правильно выполнять упражнения для развития качеств, необходимых для бросков на точность с различных дистанций; правильно и своевременно использовать технические приемы, необходимые в различных ситуациях; анализировать и оценивать игровую ситуацию; 5 взаимодействовать с игроками своей команды для достижения оптимального командного результата. 3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Учебный план рассчитан на одну учебную группу – 6 часа в неделю, 36 недели учебнотренировочных занятий. Продолжительность 1 учебно-тренировочного часа приравнивается к 40 минутам. № Разделы подготовки Планируемое количество часов в год 1. Общая физическая подготовка 42 2 Специальная физическая подготовка 32 3 Техническая подготовка 71 4 Тактическая подготовка 15 5 Теоретическая подготовка 15 6 Психологическая подготовка 12 7 Контрольные мероприятия (тестирование и контроль) 4 8 Медицинские, медико-биологические мероприятия 2 9 Восстановительные мероприятия 2 10 Интегральная подготовка 21 Итого часов 234/6 4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка. Физическая культура и спорт в России. Значение двигательной активности в укреплении здоровья, физического развития и подготовленности, в воспитании человека. Характеристика физкультурно-спортивных занятий оздоровительной и спортивной направленности. Сведения о спортивных званиях и разрядах. Сведения о строении и функциях организма человека. Костная и мышечная системы. Сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Нервная система. Органы пищеварения и выделения. Взаимодействие систем организма. Влияние физических упражнений на организм обучающихся. Воздействие на основные органы и системы под воздействием физической нагрузки. 6 Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Личная гигиена, гигиенические требования к спортивной одежде и обуви, местам занятий и оборудованию. Временные ограничения и противопоказания к занятиям видами спорта, предупреждение травм при физкультурно-спортивных занятиях, доврачебная помощь пострадавшим. Использование естественных факторов природы в целях закаливания организма. Врачебный контроль и самоконтроль. Гигиена учебно-тренировочного процесса. Режим дня и питания. Витаминизация. Планирование режима дня. Основы массажа. Виды массажа и его применения. Сауна. Самоконтроль спортсмена. Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты физических упражнений. Соревновательные и учебно-тренировочные нагрузки, специфические и неспецифические, различные по величине и направленности. Объем и интенсивность учебнотренировочной нагрузки. Дозирование нагрузки. Спортивные соревнования, их организация и проведение. Роль соревнований в подготовке обучающихся в спортивно-оздоровительных группах, в подготовке спортсменов. Правила соревнований в избранном виде спорта. Подготовка к соревнованиям, участие в соревнованиях. Основы техники и тактики избранного вида спорта. Понятие о спортивной технике, о тактике. Взаимосвязь техники и тактики. Характеристика технической и тактической подготовки. Основы методики обучения физическим упражнениям, технике и тактике избранного вида спорта. Понятие о методике тренировки. Факторы, обусловливающие эффективность обучения, тренировки. Планирование и контроль в процессе спортивнооздоровительных занятий. Индивидуальные планы обучающихся и ведение дневника самоконтроля показателей тренировочно-соревновательной деятельности. Оборудование и инвентарь, применяемые в процессе соревнований и тренировок по баскетболу. Тренажеры, технические средства. Правила баскетбола. Жестикуляция судей. Ведение протокола. Полномочия тренерапреподавателя и капитана команды. Спортивное поведение на площадке. Воспитание морально-этических и волевых качеств, становление спортивного характера. Пропаганда здорового образа жизни. Формирование мотивации положительного отношения к занятиям физической культурой и спортом. Отказ от вредных привычек. Психология совместимости в коллективе. Умение находить «общий язык» в команде. Взаимовыручка. Доброжелательный климат в коллективе. Умение выполнять требования тренерапреподавателя в процессе обучения. Речевое взаимодействие в игровых ситуациях. 1. Общая физическая подготовка Строевые упражнения: команды для управления группой, понятие о строе и командах, шеренга, колонна, дистанция и интервал; 7 Виды строя: в одну, в две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Перестроения. Основная стойка. Действия в строю на месте и в движении. Походный строевой шаг. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Остановка во время движения шагом и бегом. Гимнастические упражнения: для рук и плечевого пояса. Упражнения без предметов индивидуальные и парные. Упражнения с набивными мячами. Упражнения с гимнастическими палками. Упражнения для мышц туловища и шеи. Наклоны, повороты, вращения. Упражнения с амортизаторами, на гимнастических снарядах. Упражнения для мышц ног, таза. Упражнения с набивными мячами, гантелями, тренажерами. Акробатические упражнения: группировки в приседе, сидя, лежа. Перекаты в группировке лежа на спине (вперед, назад, кувырок вперед из упора присев). Гимнастический мост. Кувырок назад. Стойки на лопатках, голове, руках. Легкоатлетические упражнения: бег, бег с ускорением, низкий старт, стартовый разбег до 60 м. Эстафетный бег. Прыжки через планку с поворотом на 90 с прямого разбега, прыжки в высоту, в длину с места и с разбега. Метание малого мяча и с разбега на дальность. Метание гранаты. Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки», «Невод», «Метко - в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Мяч - среднему», «Встречная эстафета» и т. д. Спортивные игры: Волейбол. Гандбол. Футбол. Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) - сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, то же во время ходьбы и бега. Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных суставах; приседания; отведения; приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях, выпады, пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т. п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах; прыжки. Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы; наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине; из положения лежа на спине переход в положение сидя; смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз; угол из исходного положения лежа, сидя и в положении виса; различные сочетания этих движений. Упражнения для всех групп мышц. Могут выполняться с короткой и длинной скакалкой, гантелями, набивными мячами, мешочками с песком, резиновыми амортизаторами, палками, со штангой (для юношей). Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и сопротивления партнера. Переноска и перекладывание груза. Лазанье по канату, шесту, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения со штангой: толчки, выпрыгивания, приседания. Упражнения с набивными мячами. Упражнения на тренажере типа «геркулес». 8 Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером (велосипедист, более быстрый спортсмен). Бег с задачей догнать партнера. Выполнения общеразвивающих упражнений в максимальном темпе. Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке. Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в стороны, назад. Стойки на голове, руках и лопатках. Прыжки опорные через козла, коня. Прыжки с подкидного мостика. Прыжки на батуте. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, бревне; равновесие при катании на коньках, спусках на лыжах с гор. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Метание после кувырков, поворотов. Упражнения типа «полоса препятствий»: с перелезанием, пролезанием, перепрыгиванием, кувырками, с различными перемещениями, переноской нескольких предметов одновременно (четырех баскетбольных мячей), ловлей и метанием мячей. Игра в мини-футбол, в теннис, в волейбол, бадминтон. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда». Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег по мелководью, по снегу, по песку, с отягощениями с предельной интенсивностью. Игры с отягощениями. Эстафеты, комбинированные с бегом, прыжками, метаниями. Метание гранаты, диска, толкание ядра. Групповые упражнения с гимнастической скамейкой. Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и переменный на 500, 600, 1000 м. Кросс на дистанции для девушек - до 3 км, для юношей до 5 км. Дозированный бег по пересеченной местности от 3 мин до 1 ч (для разных возрастных групп). Плавание с учетом и без учета времени. Спортивные игры на время: волейбол, мини-футбол (для мальчиков и девочек). 3. Специальная физическая подготовка. Упражнения, развивающие быстроту ответных действий: - по сигналу бег на 5, 10, 20 м из исходных положений: стойки баскетболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии) сидя, лежа на спине и на животе в различных положениях по отношению к стартовой линии, то же, но перемещение приставными шагами; - бег с остановками и изменением направления; - челночный бег на 5 и 10 м; - то же с набивными мячами в руках (массой от 2 до 5 кг), с поясом отягощением. 9 Подвижные игры: «День и ночь», «Вызов номеров», «Попробуй унеси» и т. д. Эстафеты с различным выполнением заданий. Упражнения для развития прыгучести: - приседания и резкое выпрямление ног со взмахом рук вверх; - то же, с прыжком вверх; - то же, с набивным мячом (или двумя) в руках (до 5 кг); - многократные прыжки вверх; - броски набивного мяча (массой 1-2 кг) над собой в прыжке и ловля после приземления; - стоя на расстоянии 1-2 м от стены (щита) с набивным (баскетбольным мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стену, приземлиться и снова прыгнуть, и поймать мяч, приземлиться и снова в прыжке бросить и т. д. (выполнять ритмично, без лишних доскоков); - то же, но без касания мячом стены; - прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед; - то же, с отягощением; - напрыгивания на маты (постепенно увеличивая высоту); - прыжки в глубину с гимнастической стенки на маты; - спрыгивание (высота 40-80 см) с последующим прыжком вверх; - прыжки на одной и обеих ногах с преодолением препятствий; - прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами; - прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча, отталкиваясь обеими ногами; - то же, но выполнять прыжки с разбега в два шага; - прыжки опорные, прыжки со скалкой, разнообразные подскоки; - многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ловлей мяча. Упражнения для развития качеств, необходимых при приеме и броске мяча: - сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев - на месте и в движении в сочетании с различными перемещениями; - многократные броски набивного мяча из различных исходных положений; - упражнения для кистей с гантелями, эспандерами; - броски баскетбольного мяча в стену. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении броска: - круговые движения рук в плечевых суставах с большой амплитудой; - упражнения с резиновыми амортизаторами; - упражнения с набивными, баскетбольными мячами (совершенствование броскового движения); - броски набивного мяча двумя руками, стоя на месте в прыжке; - броски набивного мяча массой 1 кг в прыжке одной рукой; - то же в парах; - метание теннисного мяча в цель (высота 1,5-2м) или на полу (расстояние от 5 до 10 м), 10 выполняется с места, с разбега, после поворотов, в прыжке; 4. Техническая подготовка. Упражнения на технику передвижения: перемещение приставными шагами, боком, лицом и спиной вперед, скрестным шагом, лицом и спиной вперед; остановка двумя шагами и прыжком; повороты без мяча и с мячом, лицом и спиной вперед; стойка нападающего; прыжки толчком одной ноги; прыжки с короткого разбега; остановка двумя шагами; стойка защитника с выставленной ногой вперед; положение рук; передвижения приставными шагами в стороны, назад, вперед; передвижения в защитной стойке по сигналам. Упражнения для ловли и передачи мяча: ловля и передача мяча двумя и одной рукой, на месте и в движении, в парах, кругах, в колонне; передачи мяча двумя руками от груди, передачи двумя руками отскоком от пола; передача мяча в парах, стоя на месте, ближние и средние расстояния; передачи мяча на одном уровне. Упражнения для ведения мяча в высокой стойке: ведение мяча в высокой стойке на месте, в движении, по прямой: с изменением скорости и направления; ведения мяча в сочетании с остановками, с переводом на другую руку; эстафеты с ведением, ведение мяча по сигналам. Упражнения для развития техники броска: бросок мяча одной рукой, на месте, в движении, от груди, от плеча; бросок после ловли и после ведения мяча; броски мяча под углом к щиту; броски перечисленными способами после ведения. 5. Технико-тактическая (интегральная) подготовка. Техника атакующих действий. Индивидуальные действия: умение выбрать место и открыться для получения мяча. Атака корзины. Применение изученных способов передачи мяча в зависимости от расстояния и направления. Групповые действия: взаимодействие двух игроков «передай мяч и выходи». Техника защиты. выбор места по отношению к подопечному нападающему с мячом и без мяча; применение изученных способов защитной стойки в зависимости от места расположения нападающего на площадке; 11 командные действия; умение переключаться от действий в нападении к действиям в защите (возвращение в тыловую зону, разбор игроков); Личная система защиты на своей половине поля. 5. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК на 2023 - 2024 учебный год. В спортивно-оздоровительных группах продолжительность занятий – 36 недель. Начало учебного года 01 сентября 2023 года, окончание учебного года 31 августа 2024 года. Режим и продолжительность занятий с 08.00 до 20.00 часов, продолжительность занятий в спортивно-оздоровительных группах: Занятия 2-3 раза в неделю, нагрузка в неделю 6 часов. Контроль за текущей успеваемостью проводится в течение всего спортивного сезона в соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля, текущей успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся». Каникулярными днями являются: 4 ноября 2023 г. 1-10 января 2024 г. 23 февраля 2024 г. 8 марта 2024 г. 1, 9 мая 2024 г. 6. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ Итоги освоения программы оцениваются на контрольных испытаниях. Контрольные нормативы. № п/п Контрольные нормативы Пол 1. Бег на 20 м, сек 2. Прыжок в длину с места, см 3. Бросок мяча весом 1 кг стоя из-за головы, м 4. Скоростное ведение мяча, 20 м, сек 5. Штрафные броски, попадания из 10 раз Показатели: Н – низкий; средний; В – высокий. С– 12 м. д. м. д. м. д. м. д. м. д. Показатели Н 4,5 4,8 140 130 8 6 15,3 15,8 3 3 С 4,1 4,4 160 145 9 7 15,0 15,5 4 4 В 3,8 4,0 180 160 10 8 14,8 15,2 5 5 7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ N п/п Наименование Единица измерения 1 2 3 4 Щит баскетбольный навесной с корзиной Мяч баскетбольный Насос для накачивания мячей в комплекте с иглами Скамейки гимнастические комплект штук штук штук Количество изделий 2 20 1 4 8. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Г.А. Макарова. Основы медико-биологического обеспечения подготовки спортсменов. Настольная книга тренера. – М.: ООО «ПРИНТЛЕТО», 2022. 2. Е.А. Гаврилова. Безопасный спорт. Настольная книга тренера.- М.: ООО «ПРИНТЛЕТО», 2022. 3. В.Н. Платонов. Основы подготовки спортсменов в олимпийском спорте. .- М.: ООО «ПРИНТЛЕТО», 2021. 4. Агафонова М.Е. Спортивный травматизм: причины, профилактика //Инновационные технологии спортивной медицины и реабилитологии. Материалы II Международной научнопрактической конференции 18-19 ноября 2021 г. Минск, БГУФК, 2021. 5. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л. П. Матвеев — «Спорт», 2005, 2019 6. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания [Текст] / В. М. Зациорский. – 4-е изд. – М.: Спорт, 2019. 7. Верхошанский, Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса. – 2-е изд., стереотип. – М.: Спорт, 2019 8. Безруких, М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.studmed.ru/view/bezrukih-mm-sonkinvd-farber-da-vozrastnayafiziologiya-fiziologiyarazvitiya-rebenka_97b1fb2aebc.html 9. Львова Л.Г. Совершенствование атак эшелонированным быстрым прорывом у баскетболистов 15–16 лет / Л.Г. Львова, Е.Н. Медведева, Л.В. Люйк // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2021. – № 4. – С. 128-136. – Электрон. 10. Манасытова М.А. Использование специальных упражнений для обучения технике броска мяча в баскетболе у детей среднего школьного возраста (на примере 8 класса) / М.А. Манасытова, Н.Б. Васильев // Физическая культура, спорт, наука и образование : материалы 2 Всерос. науч. конф. – Якутск, 2018. 11. Алиев Р.Н. Взаимосвязь уровня развития скоростно-силовых способностей с элементами мелкой техники в баскетболе / Р.Н. Алиев, Е.С. Козырь // Актуальные проблемы науки и техники. Инноватика : сб. науч. ст. по материалам 5 Междунар. науч.-практ. конф. – Уфа, 2021 12. Витман Д.Ю. Методика обучения технике броска в кольцо с использованием средств визуализации / Д.Ю. Витман, И.Ю. Пудовкина, И.А. Филимонов // Вестник Сибирского государственного университета физической культуры и спорта. – 2021. – № 1 (1). 13 13. Смородинова Р.В. Совершенствование техники выполнения бросков баскетболистами 15-16 лет в условиях школьной секции баскетбола // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 12-1. 14. Хасанов Р.Т. Развитие технического и тактического мастерства в баскетболе // Образование и личность: методологические и прикладные основания : сб. ст. к 3 Междунар. науч.-практ. форуму «Территория спорта, здоровья и безопасности жизнедеятельности». – Оренбург, 2021 Официальный интернет-сайт Всероссийской [электронный ресурс] (https://russiabasket.ru/). 15. федерации баскетбола Официальный интернет-сайт Министерства спорта Российской Федерации [электронный ресурс] (http://www.minsport.gov.ru/). 16. 17. Официальный интернет-сайт Олимпийского комитета России [электронный ресурс] (http://olympic.ru/) 18. Официальный интернет-сайт РУСАДА [электронный ресурс] (http://www.rusada.ru/). 19. Официальный сайт научно-теоретического журнала «Теория и практика физической культуры» [электронный ресурс] (http://lib.sportedu.ru/) 20. Официальный интернет-сайт ВАДА [электронный ресурс] (http://www.wada- ama.org/). 14